Судьба разрешения на условно-разрешенный вид использования при изменении участка/субъекта
В отличии от основных видов разрешенного использования условно-разрешенный вид разрешенного использования (УРВИ) может быть выбран только на основании специального решения о предоставлении разрешения на УРВИ, принятого уполномоченным органом (ст. 39 ГрК РФ).
На практике в большинстве субъектов РФ предусмотрено, что разрешение на УРВИ дается на определенный срок с соблюдением требований о проведении публичных слушаний, однако иного регулирования, как правило, нет.
В тоже время возникает сразу несколько вопросов, которые требуют решения:
А) Если у участка меняется собственник, то надо ли ему получать разрешение на УРВИ заново?
Из закона следует, что разрешение на УРВИ предоставляется в отношении участка/ ОКС без какой-либо привязки к правообладателю (ст. ст. 39, ГрК РФ). В связи с этим логично полагать, что смена правообладателя не должна влиять на разрешение на УРВИ – его действие ограничено только сроком, если таковой установлен региональным законодательством.
В тоже время объективно надо разделить ситуацию на два периода:
— смена правообладателя в момент наличия разрешения на УРВИ, но без смены ВРИ в ЕГРН на УРВИ;
— смена правообладателя в момент, когда внесены изменения в ЕГРН на УРВИ на основании такого разрешения.
В первом случае отсутствует прямое регулирование и можно делать выводы только на основании системного толкования ГрК РФ об отсутствии привязки разрешения на УРВИ к субъекту.
Во втором случае в ЕГРН уже числится УРВИ и на основании п.4 ст.85 ЗК РФ можно в любом случае продолжать использование участка с таким УРВИ. Однако вопрос с самим действием разрешения на УРВИ остается не урегулированным прямо, а его действие имеет значение для получения/неполучения разрешения на строительство.
Б) Если участок видоизменяется (например, разделяется), то нужно ли получать новое разрешение на УРВИ?
В соответствии с п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование первоначальных земельных участков, из которых они сформированы.
В соответствии с п. 51 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 , а также Письмом Минэкономразвития России от 25.09.2019 № 13791-ОГ ВРИ образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям ЕГРН о ВРИ исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. К таким случаям относится выбор ВРИ из основных ВРИ, предусмотренных градостроительным регламентом, а также выбор УРВИ при наличии разрешения на УРВИ (копия такого разрешения включается в состав приложения межевого плана).
Соответственно, из приведенных норм следует, что ВРИ образуемого участка должен соответствовать ВРИ исходного участка и в том случае, если речь идет об УРВИ, сведения о котором вносятся в отношении образуемого участка на основании разрешения на УРВИ, полученного в отношении исходного участка.
Доступная судебная практика по вопросу немногочисленна, но, в частности, Апелляционным определением Новосибирского областного суда от 11.06.2013 по делу № 33-4462/2013 подтверждается автоматический перенос УРВИ на образуемые земельные участки.
Однако следует отметить, что все вышеуказанные нормы регулируют ситуацию, когда ВРИ в ЕГРН уже был сменен на основании разрешения на УРВИ, а ситуация, когда разрешение на УРВИ есть, но ВРИ не был изменен, остается неурегулированной.
В) Если разрешение на УРВИ было получено ранее ГПЗУ, то надо ли получать ГПЗУ заново после получения такого разрешения?
Несмотря на то, что в перечне ст.51 ГрК РФ о документах, подлежащих предоставлению при выдаче разрешения на строительство не упомянуто разрешения на УРВИ судебная и правоприменительная практика сформировала позицию, что уполномоченный орган рассматривает предоставление/ непредоставление разрешения на УРВИ в составе проектной документации (Определение Верховного Суда РФ от 15.10.2019 № 302-ЭС19-17845 по делу № А33-12034/2018, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.10.2019 № Ф10-3951/2019 по делу № А14-5533/2017, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.06.2019 № Ф02-1864/2019 по делу № А33-12034/2018).
При этом ни ст.57.3 ГрК РФ, ни требования к содержанию ГПЗУ, утвержденные Приказом Минстроя РФ от 25.04.2017 №741/пр, не содержат требования указывать на наличие выданного разрешения на УРВИ.
Таким образом, при получении разрешения на УРВИ после получения ГПЗУ не требуется получать новый ГПЗУ, так как в нем указываются все виды разрешенного использования (как основные, так и условно-разрешенные), а указанная в нем цель выдачи не ограничивает заявителя в строительстве любого объекта, соответствующего градостроительному регламенту и ВРИ участка.
Г) Если в период действия разрешения на УРВИ вид разрешенного участка был сменен в Росреестре на УРВИ, то по истечении срока действия разрешения возможно ли строительство объекта, соответствующего УРВИ? Меняется ли ситуация, если строительство такого объекта началось до истечения срока, но заканчивается после истечения такого срока?
Как указано ранее, при обращении за разрешением на строительство уполномоченный орган проверяет наличие разрешения на УРВИ.
В тоже время, как в ст.51, так и в ст.55 ГрК РФ установлено правило о том, что уполномоченный орган проверяет при выдаче разрешения на строительство проектные решения на соответствие допустимому ВРИ на дату выдачи разрешения на строительство, а при выдаче разрешения на ввод – на дату выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию.
В соответствии с п.4 ст.85 ЗК РФ при несоответствии ВРИ градостроительному регламенту правообладатель вправе продолжить его использование по прежнему ВРИ без ограничения по времени. Но строительство на участке не может быть отнесено «продолжению использования», так как это очевидное распоряжение и должно осуществляться только в соответствии с действующим градостроительным регламентом. А значит, начать строительство по УРВИ после истечения срока разрешения на УРВИ нельзя.
Ситуация меняется, если строительство началось до истечения срока действия УРВИ, но заканчивается после истечения такого срока. Пп.5 п.6 ст.55 ГрК РФ определяет, что основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод является несоответствие построенного объекта разрешенному ВРИ участка. Возникает правовая неопределенность: формально ВРИ участка на УРВИ был сменен в период действия разрешения на УРВИ и, следовательно, объект соответствует «разрешенному ВРИ». С другой стороны, тогда срок действия УРВИ регулирует период, когда собственник может поменять УРВИ в ЕГРН, а не непосредственно реализовывать УРВИ путем строительства на соответствующем участке, что явно противоречит самой идее установления такого срока. Таким образом, полагаем, что в этом случае ввод в эксплуатацию является допустимым и не требует продления разрешения на УРВИ.
Общие положения о землепользовании
Нецелевое использование наделов запрещено законом. Разрешенный способ указывается в документации на землю: Кадастровом паспорте и Свидетельстве права собственности. Если участок по бумагам предназначен для жилой застройки и подсобного хозяйства, на нем нельзя строить промышленные и административные здания.
Если собственник собирается изменить характер землепользования, для получения разрешения необходимо обратиться в соответствующую службу и внести поправки в паспорт надела. В случае невозможности замены способа использования территории придется продавать настоящую и приобретать новую.
Основным документом, которым руководствуются при этом государственные учреждения, является градостроительный план – в нем указываются цели и планы развития территорий в городе или сельском поселении. На муниципальном уровне устанавливаются правила застройки и землепользования. Их основой являются не только Земельный кодекс РФ, а также экономика и климат региона.
Они определяют:
- Общие направления развития региона.
- Разбивка на зоны (под жилое строительство, производство, инфраструктуру, сельское хозяйство и проч.) с описанием функционала и запретов по каждой.
- Список мер по защите окружающей среды.
- Границы населенных пунктов.
Благодаря четкой разбивке общей территории на промышленные, жилые, административные, сельскохозяйственные, лесные, природоохраняемые и прочие зоны удается добиться порядка и наиболее рационального использования земель – от них зависят условно-разрешенные виды использования. Чаще всего используется функциональная зона – площадь рядом с населенным пунктом.
Отказ в условно-разрешенном использовании
Причины, по которым в изменении ВРИ земельного участка может быть отказано:
- На участке имеется самозастрой.
- Поступили возражения в ходе публичных слушаний.
- Предельные параметры для запрашиваемого назначения не соответствуют площади участка.
- Участок предоставлен в аренду государственными или муниципальными органами для определенного вида разрешенного использования. Кстати, позиция суда по этому пункту также такова: не допускается менять назначение земли, находящейся в собственности публично-правовых образований. Считается, что таким образом арендаторы пытаются обойти процедуру торгов.
Существуют и другие причины для отказа, на усмотрение местной администрации. В законе не содержится закрытого перечня оснований для отказа. Уполномоченная организация может обосновать отрицательное решение любым аргументом о нецелесообразности такого предоставления.
Виды разрешенного использования земель промышленности
Наименование вида разрешенного использования земельного участка* | Описание вида разрешенного использования земельного участка** | Код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка*** |
1 | 2 | 3 |
Производственная деятельность | Размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 6.1-6.9 | 6.0 |
Недропользование | Осуществление геологических изысканий; добыча недр открытым (карьеры, отвалы) и закрытым (шахты, скважины) способами; размещение объектов капитального строительства, в том числе подземных, в целях добычи недр; размещение объектов капитального строительства, необходимых для подготовки сырья к транспортировке и (или) промышленной переработке; размещение объектов капитального строительства, предназначенных для проживания в них сотрудников, осуществляющих обслуживание зданий и сооружений, необходимых для целей недропользования, если добыча недр происходит на межселенной территории | 6.1 |
Тяжелая промышленность | Размещение объектов капитального строительства горно-обогатительной и горно-перерабатывающей, металлургической, машиностроительной промышленности, а также изготовления и ремонта продукции автомобилестроения, судостроения, авиастроения, машиностроения, станкостроения, а также другие подобные промышленные предприятия, для эксплуатации которых предусматривается установление охранных или санитарно-защитных зон, за исключением случаев, когда объект промышленности отнесен к иному виду разрешенного использования | 6.2 |
Легкая промышленность | Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для производства тканей, одежды, электрических (электронных), фармацевтических, стекольных, керамических товаров и товаров повседневного спроса | 6.3 |
Пищевая промышленность | Размещение объектов пищевой промышленности, по переработке сельскохозяйственной продукции способом, приводящим к их переработке в иную продукцию (консервирование, копчение, хлебопечение), в том числе для производства напитков, алкогольных напитков и табачных изделий | 6.4 |
Нефтехимическая промышленность | Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для переработки углеводородного сырья, изготовления удобрений, полимеров, химической продукции бытового назначения и подобной продукции, а также другие подобные промышленные предприятия | 6.5 |
Строительная промышленность | Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для производства: строительных материалов (кирпичей, пиломатериалов, цемента, крепежных материалов), бытового и строительного газового и сантехнического оборудования, лифтов и подъемников, столярной продукции, сборных домов или их частей и тому подобной продукции | 6.6 |
Энергетика | Размещение объектов гидроэнергетики, атомных станций, ядерных установок (за исключением создаваемых в научных целях), пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, тепловых станций и других электростанций, размещение обслуживающих и вспомогательных для электростанций сооружений (золоотвалов, гидротехнических сооружений); размещение объектов электросетевого хозяйства, за исключением объектов энергетики, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования с кодом 3.1 | 6.7 |
Связь | Размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования с кодом 3.1 | 6.8 |
Склады | Размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов | 6.9 |
Обеспечение космической деятельности | Размещение космодромов, стартовых комплексов и пусковых установок, командно-измерительных комплексов, центров и пунктов управления полетами космических объектов, пунктов приема, хранения и переработки информации, баз хранения космической техники, полигонов приземления космических объектов, объектов экспериментальной базы для отработки космической техники, центров и оборудования для подготовки космонавтов, других сооружений, используемых при осуществлении космической деятельности | 6.10 |
Транспорт | Размещение различного рода путей сообщения и сооружений, используемых для перевозки людей или грузов, либо передачи веществ. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 7.1 -7.5 | 7.0 |
Железнодорожный транспорт | Размещение железнодорожных путей; размещение объектов капитального строительства, необходимых для обеспечения железнодорожного движения, посадки и высадки пассажиров и их сопутствующего обслуживания, в том числе железнодорожные вокзалы, железнодорожные станции, погрузочные площадки и склады (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов); размещение наземных сооружений метрополитена, в том числе посадочных станций, вентиляционных шахт; размещение наземных сооружений для трамвайного сообщения и иных специальных дорог (канатных, монорельсовых) | 7.1 |
Автомобильный транспорт | Размещение автомобильных дорог вне границ населенного пункта; размещение объектов капитального строительства, необходимых для обеспечения автомобильного движения, посадки и высадки пассажиров и их сопутствующего обслуживания, а также объектов, предназначенных для размещения постов органов внутренних дел, ответственных за безопасность дорожного движения; оборудование земельных участков для стоянок автомобильного транспорта, а также для размещения депо (устройства мест стоянок) автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки людей по установленному маршруту | 7.2 |
Водный транспорт | Размещение искусственно созданных для судоходства внутренних водных путей, размещение морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для обеспечения судоходства и водных перевозок | 7.3 |
Воздушный транспорт | Размещение аэродромов, вертолетных площадок, обустройство мест для приводнения и причаливания гидросамолетов, размещение прочих объектов, необходимых для взлета и приземления (приводнения) воздушных судов, размещение аэропортов (аэровокзалов) и иных объектов, необходимых для посадки и высадки пассажиров и их сопутствующего обслуживания и обеспечения их безопасности | 7.4 |
Трубопроводный транспорт | Размещение нефтепроводов, водопроводов, газопроводов и иных трубопроводов, а также иных зданий и сооружений, необходимых для эксплуатации названных трубопроводов | 7.5 |
Обеспечение обороны и безопасности | Размещение объектов капитального строительства, необходимых для подготовки и поддержания в боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов управлений ими (размещение военных организаций, внутренних войск, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота), проведение воинских учений и других мероприятий, направленных на обеспечение боевой готовности воинских частей; размещение зданий военных училищ, военных институтов, военных университетов, военных академий | 8.0 |
Обеспечение вооруженных сил | Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для разработки, испытания, производства ремонта или уничтожения вооружения, техники военного назначения и боеприпасов; обустройство земельных участков в качестве испытательных полигонов, мест уничтожения вооружения и захоронения отходов, возникающих в связи с использованием, производством, ремонтом или уничтожением вооружений или боеприпасов; размещение объектов капитального строительства, необходимых для создания и хранения запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие объекты); размещение объектов, для обеспечения безопасности которых были созданы закрытые административно-территориальные образования | 8.1 |
Охрана Государственной границы Российской Федерации | Размещение инженерных сооружений и заграждений, пограничных знаков, коммуникаций и других объектов, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, устройство пограничных просек и контрольных полос, размещение зданий для размещения пограничных воинских частей и органов управления ими, а также для размещения пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации | 8.2 |
Обеспечение внутреннего правопорядка | Размещение объектов капитального строительства, необходимых для подготовки и поддержания в готовности органов внутренних дел и спасательных служб, в которых существует военизированная служба; размещение объектов гражданской обороны, за исключением объектов гражданской обороны, являющихся частями производственных зданий | 8.3 |
Обеспечение деятельности по исполнению наказаний | Размещение объектов капитального строительства для создания мест лишения свободы (следственные изоляторы, тюрьмы, поселения) | 8.4 |
Стоимость услуг по смене вида разрешённого использования — от 60000 рублей. Стоимость услуг по изменению категории участка (при наличии проекта) — от 200000 рублей.
Смена правообладателя и УРВИ
В законодательстве практикуются правила смены владельца при документально зафиксированном целевом назначении надела:
- Поскольку УРВИ привязывается к недвижимости, при смене собственника он не меняется.
- Вид пользования меняется, если при передаче прав собственности истекает срок его действия.
- Одновременно с передачей права владения может быть подана заявка о смене УРВИ.
При разделе одного надела на несколько условно-разрешенный вид использования земельного участка не меняется.
Объединение нескольких наделов и ВРИ
Объединить можно участки, которые имеют хотя бы одну границу. По закону они признаются смежными. Условия, при которых объединение разрешено:
- Согласие всех владельцев.
- На каждый надел имеется кадастровый паспорт (необходимо взять выписку ЕГРН).
- Одинаковый вид разрешенного пользования (указывается в выписке ЕГРН).
- Одна и та же земельная категория.
- Наделы соответствуют предельно минимальным и максимальным показателям в данной зоне расположения.
Если ВРИ участков разные и есть цель их объединения, можно попробовать подать заявку на смену типа эксплуатации одного из наделов. Для того, чтобы объединить территории, необходимо обратиться с предварительно собранным пакетом документов к кадастровому инженеру. Он составит план, который вместе с заявкой собственники подают в учреждение Росреестра или Многофункциональный центр.
Основания и порядок присвоения ВРИ
Процедура получения разрешения является многоэтапной, проводится по нормам ст. 39, ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ.
Подача заявления
Организация или гражданин должны сначала обратиться в действующую в каждом муниципальном образовании комиссию, рассматривающую вопросы по правилам застройки и землепользования. Обычно к заявлению прилагаются документы, обоснования, в которых описываются все плюсы возможного использования участка по условно-разрешенному виду.
Организация и проведение общественных или публичных слушаний
На основании поступившего заявления комиссия организует проведение открытых слушаний, доступ к которым разрешен всем лицам. Комиссия размещает в СМИ информацию о дате и времени, месте проведения слушаний (определяются комиссией), а также указывает в объявлении сведения о лице, запрашивающем разрешение, о земельном участке, об испрашиваемом виде использования.
Кроме того, посредством почтовой связи отправляются сообщения о предстоящих слушаниях для владельцев всех смежных земельных участков.
На слушаниях, после предоставления слова заявителю и членам комиссии по обсуждаемому вопросу, проводится беседа с населением. Граждане и представители организаций могут высказать свое мнение, дать рекомендации по поводу предоставления права.
Завершаются слушания голосованием, по его результатам составляется заключение с двумя возможными решениями:
- рекомендовать предоставить заявителю право на условно-разрешенное использование;
- не рекомендовать предоставить заявителю право на условно-разрешенное использование.
Заключение о результатах публичного обсуждения публикуются в СМИ.
Важно! Установлен срок для данной процедуры: один месяц, исчисляемый с даты публикации сообщения о слушаниях до даты публикации заключения по их результатам.
Подготовка рекомендаций комиссией
Результаты общественного обсуждения обсуждаются на заседании комиссии, при этом заявитель на данное заседание не допускается. Комиссия также формирует свои рекомендации, делает вывод о целесообразности либо невозможности предоставления разрешения.
После этого все материалы (заключение по слушаниям, рекомендации комиссии) направляются к главе муниципалитета для рассмотрения и принятия окончательного решения.
Не нашли ответа на свой вопрос? Ознакомьтесь с другими статьями на подобную тематику:
- ВРИ для ЛПХ.
- Изменение вида разрешенного использования ЗУ.
- Кем и как устанавливается ВРИ?
- В чем отличия и что лучше:
- КФХ и ЛПХ.
- ЛПХ и ИЖС.
- СНТ и ИЖС.
Где указываются УРВИ?
Основным документом муниципалитета, регулирующим градостроительство в его пределах, являются Правила землепользования и застройки. Поэтому для строительства на конкретном участке необходимо предварительно ознакомиться с ними, чтобы избежать неприятных ситуаций впоследствии.
Зачастую такие правила называют «строительным паспортом земли», который содержит сведения о наделе. Они включают в себя все допустимые виды его использования (условно разрешенные в том числе), а также ограничения в отношении земли. Здесь же имеется топографическая схема с нанесением зон застройки, красных линий и т.д.
Градостроительный план выдается владельцу земли только на основании заявления, поданного в орган местного самоуправления. Подготовка занимает 20 рабочих дней, исчисляемых от даты подачи заявления, выдается бесплатно (ст. 57 3 Градостроительного кодекса).
Классификатор ВРИ
В 2014 году в целях унификации документации по планированию территории по всей России утвержден Единый классификатор видов использования земельных участков. В нем содержаться общие формулировки всех ВРИ, которые после переходного периода будут использоваться во всех муниципалитетах.
Ранее такого классификатора не существовало, органы местной власти самостоятельно формулировали допустимые ВРИ, что приводило как к разнобою между разными городами, так и к многим проблемам толкования содержания ВРИ. Это становилось препятствием в получении разрешений на строительство для некоторых застройщиков.
Однако отнесение конкретного ВРИ к основному, условно-разрешенному, вспомогательному виду в рамках зон, все же остается в исключительной компетенции органов местной власти. Ознакомиться с полным перечнем ВРИ можно, обратившись к приказу Минэкономразвития РФ от 01 сентября 2014 года № 540.
Зоны
Условно разрешенное использование земельного участка может быть любым из возможного списка. При этом в зависимости от функционала зоны и решения властей одна территория может иметь один перечень видов использования, а другая – отличный от нее.
Условно разрешенными для жилых секторов в плане застройки земли будет возведение в их пределах отдельно стоящих зданий:
- для торговых площадей, торгово-развлекательных центров;
- общественного питания;
- офисных и административных;
- медицинских и т.д.
В зоне, отведенной под деловую и общественную сферу, к условно разрешенному использованию отнесены жилые дома частного и многоквартирного характера. Для производственных зон все перечисленные виды станут условно разрешенными.
Зонирование территории с точки зрения градостроительства осуществляется в соответствии с четвертой главой ГрК. Кодексом установлена необходимость разработки и утверждения главой территориальной администрации Правил землепользования и застройки, включающих в себя:
- общие положения (порядок их применения и внесения изменений);
- карту зонирования для целей возможной застройки;
- градостроительные регламенты.
Проект Правил обязателен к обсуждению общественностью. После согласования на всех этапах они утверждаются главой местного самоуправления. Изменения могут быть внесены по инициативе заинтересованного лица (например, при планировании застройки). Но для этого требуется согласование с компетентными структурами, прохождение этапа публичных слушаний и утверждение в муниципальном органе власти.