Оформление кадровых документов при реорганизации путем присоединения

Как происходит реорганизация штата сотрудников?

В процессе присоединения одной компании к другой обычно происходит ликвидация юридического лица. А может быть создано новое. При этом в фирме, которая становится частью другой, почти всегда появляется необходимость сократить часть персонала. Уволить сотрудников по причине реорганизации предприятия закон не позволяет. Статья 75 ТК РФ допускает увольнение в таких обстоятельствах только в том случае, если человек сам изъявит желание и откажется от новых условий, предложенных работодателем.
Если принято решение о сокращении в ходе реорганизации предприятия, работодатель обязан:

  1. Сообщить об этом своим сотрудникам не позднее, чем за 2 месяца. Сделать это в письменной форме, указав в уведомлении срок реорганизации и полный перечень изменений в трудовых договорах, если такие предполагаются.
  2. Уведомить территориальную Службу занятости и профсоюзы. Также за 2 месяца, при планируемом массовом сокращении – за 3.
  3. Всем, кто подлежит сокращению, предложить вакансии, имеющиеся на вновь создаваемом предприятии. Закон разрешает предлагать должности, ниже по зарплате и квалификации.
  4. Если вакансий нет или от них отказались, увольнение происходит в момент реорганизации предприятия. Об этом составляется соответствующий приказ, уволенному выдают полный расчет, трудовую книжку, справку о доходах за последние 2 года и другие документы.

Что это за изменение?

Реорганизация в форме присоединения — это сложная юридическая процедура, в результате которой происходит объединение двух или более организаций. В этом процессе одновременно могут ликвидироваться одни юридические лица и создаваться новые.


При этом меняются субъекты, которые получают определенные права и обязанности.

Все права на имущество и денежные ресурсы получает правопреемник.

Реорганизация регулируется несколькими законодательными актами РФ, среди которых законы об ООО, , Гражданский кодекс, Трудовой кодекс.

Примечательно, что в присоединении могут участвовать только фирмы, имеющие одинаковую организационно-правовую форму.

Как правило, реорганизация неизбежно влияет на интересы сотрудников фирмы. После завершения этого процесса могут измениться условия их труда и трудового договора.

Где происходит сокращение при реорганизации в форме присоединения? В присоединяемом учреждении, нередко в компании, которая присоединяется к другой организации, появляется необходимость в сокращении численности или штата работников.

Это не редкая практика, когда на вновь созданном учреждении предусмотрено гораздо меньше вакансий, чем самих работников. Таким образом, часть персонала присоединяемого предприятия попадает под сокращение.

Важно. Ни одна из форм реорганизации компании не считается уважительной причиной для увольнения служащих. Увольнение возможно только по личной инициативе сотрудника, которого не устраивают новые условия. Эта норма закреплена в статье 75 ТК Российской Федерации.

Если трудовые отношения с работником продолжаются после реорганизации, он автоматически становится сотрудником новой фирмы-правопреемника — увольнять такого человека документально, а потом заново оформлять на работу не нужно.

Какие документы нужно оформить при сокращении людей в результате реорганизации?

Эта процедура всегда требует длительной и сложной подготовки, в том числе – оформления большого количества бумаг. Если допустить хотя бы одну оплошность или пропустить на первый взгляд незначительный пункт, можно столкнуться с серьезными проблемами уже в ближайшем будущем. Любой может опротестовать свое увольнение, а это выльется в серьезные репутационные, временные и финансовые потери.

Итак, оформляем все документы правильно и в срок. Важно отметить, что на всех бумагах, касающихся сокращения штата, нужно ставить дату. Так как соблюдение сроков при реорганизации компании очень важно.

Перечень обязательных документов:

  • Протокол общего собрания акционеров, учредителей или директоров, фиксирующий принятие решения о присоединении. В нем стоит указать причины и сроки реорганизации, условия ее проведения, список ответственных лиц.
  • Приказ о сокращении с информацией о причинах, сроках, конкретных должностях, подлежащих сокращению, а также ответственных за проведение этой процедуры лицах.
  • Приказ о создании комиссии по реорганизации. В нем указывается перечень задействованных лиц и прописываются их основные задачи (контроль соблюдения законности процесса).
  • Новое штатное расписание.
  • Уведомления на имя каждого работника в 2 экземплярах. На обоих сотрудники должны поставить личные подписи. Один экземпляр они забирают себе, второй – остается в отделе кадров. Если человек отказывается принимать уведомление и подписывать его, необходимо составить соответствующий акт и удостоверить его подписями как минимум двух свидетелей.
  • Извещения для профсоюзного органа и ЦЗН. Не стоит пренебрегать этим пунктом.
  • Акт с предложениями вакансий сотрудникам. Его нужно составить и подписать трижды: в день вручения уведомления о сокращении, через месяц и через два – в день увольнения. Если работник принимает вакансию, достаточно одного акта.
  • Заявление об отказе от предложенных вакансий и приказ об увольнении. Оформляется, если сотрудник не принял предложения работодателя. Либо – один приказ – в случае отсутствия свободных позиций на предприятии.
  • Итоговый протокол комиссии по реорганизации, подтверждающий правомерность действий работодателя.

Отчётность

Старая компания, заполняя отчёт РСВ, включает суммы выплат сотрудникам до момента окончания реорганизации. В свою очередь новый работодатель отражает в расчёте суммы выплат таких сотрудников с первого дня работы именно у него.

Реорганизуемой компании необходимо предоставить в ФНС в течение 1 месяца со дня утверждения передаточного акта в отношении уволенных сотрудников сведения персонифицированного учёта.

Как мы с вами видим, у бухгалтера реорганизуемой компании из срочных дел — сдать отчётность по НДФЛ и страховым взносам до момента прекращения деятельности организации. А у бухгалтера компании-правопреемника сложностей не будет, если прежняя компания передаст ей все документы по работникам.

Кого нельзя уволить?

Вне зависимости от обстоятельств, с которыми сталкивается предприятие, есть категории специалистов, сокращать которых закон запрещает. В этом списке:

  • Лица, находящиеся в очередном отпуске или «на больничном».
  • Беременные женщины, находящиеся в декрете и женщины, воспитывающие детей до 3 дет (в отдельных случаях – до 6 лет).
  • Одинокие родители, воспитывающие детей до 14 лет или детей-инвалидов до 18 лет.
  • Члены профсоюза.
  • Работники в возрасте до 18 лет.

Трудовой Кодекс предусматривает первоочередное право на сохранение рабочих мест для тех, чьи квалификация и производительность труда – выше, чем у коллег. Те, кто все-таки попадают под сокращение, получают несколько обязательных выплат:

  1. Зарплату за отработанное время, премию, компенсацию за неиспользованный отпуск.
  2. Выходное пособие (в размере зарплаты за один месяц).

За такими сотрудниками сохраняется средняя зарплата на время поиска новой работы (не больше 2 месяцев).

НДФЛ и вычеты

По мнению Минфина прежняя компания должна сама предоставить сведения о доходах сотрудников по форме 2-НДФЛ с начала года до момента прекращения деятельности, а не правопреемник (Письмо Минфина от 19.07.2011 No 03-04-06/8-173).

Компания-правопреемник будет предоставлять работникам стандартные налоговые вычеты с момента начала их работы в этой компании с учётом зарплаты, полученной с начала того календарного года, в котором проведена реорганизация.

Как поступить с сотрудником, который получал у прежнего работодателя имущественный вычет? Как вам известно, в уведомлении, выданным ФНС, с подтверждением права на вычет прописывается наименование конкретного работодателя. Следовательно, чтобы получить оставшуюся часть вычета, сотруднику нужно получить ещё одно уведомление, передать его бухгалтеру новой компании. Вычет будет предоставляться с месяца, в котором работник принёс новое уведомление и написал заявление на вычет.

Чем грозит нарушение порядка сокращения штата?

При нарушении своих трудовых прав уволенный сотрудник может обратиться с жалобой в Государственную инспекцию труда и даже прокуратуру. При этом, потребовать защиты и компенсации он может как сразу после увольнения, так и намного позже. Если факт нарушений подтвердится, работодателю грозит штраф, приостановка работы предприятия на 90 дней, а главное – необходимость выплачивать обиженному работнику денежную компенсацию.

Чтобы не допустить ошибок при организации такого важного процесса, воспользуйтесь помощью профессионалов – обратитесь в . Мы больше 3 лет успешно работаем на этом рынке и помогаем своим клиентам качественно и быстро решать любые вопросы, связанные с соблюдением трудового права на всех этапах функционирования бизнеса.

Позвоните нам и получите экспертную помощь в реорганизации штата!

Страховые взносы

Расчёт базы по страховым взносам происходит нарастающим итогом с начала года. После достижения базой предельной величины (в 2021 г. — 1 392 000 руб.), взносы будут исчисляться по тарифу 10%. Отсюда очень часто возникает вопрос: можно ли организации-правопреемнику при определении базы по страховым взносам зачесть выплаты работников за этот же год, но из прежней организации?

Увы, ответ вас не порадует — этого делать нельзя. По мнению Минздравсоцразвития России, в случае реорганизации, базу для начисления страховых взносов, сформированную до реорганизации, организация-правопреемник учесть не вправе. Выходит, что если до реорганизации у сотрудника база по страховым взносам достигла предела (прежняя компания применяла тариф 10%), то после реорганизации правопреемнику в отношении него придётся применять тариф 22% (если нет права на льготы).

Возможные ошибки

Каждая форма реорганизации имеет свои особенности завершения сотрудничества. Но обычно работодатели, увольняя сотрудников по этой причине, допускают одни и те же ошибки:

  • Гражданина увольняют по причине отсутствия его должности в штатном расписании новой организации. Подобное окончание трудовых отношений работник может оспорить в суде, так как руководитель перед оформлением увольнения был обязан предложить сотруднику все имеющиеся вакансии.
  • Заболевший специалист не был должным образом уведомлен о предстоящих изменениях.
  • Документы на расторжение с работником трудового контракта были оформлены несмотря на отказ гражданина подписывать соответствующее распоряжение. По факту отказа следует составить акт, заверенный подписями свидетелей, лишь после этого продолжать процедуру увольнения.
  • Наниматель слишком поздно выдал сотрудникам уведомления, так как неправильно рассчитал дату завершения сотрудничества.
  • Работодатель заставил специалистов уволиться по собственному желанию, чтобы сэкономить денежные средства на компенсационных выплатах. Сотрудники могут оспорить подобное расторжение контракта в суде, но только при наличии неоспоримых доказательств.
  • Увольнение работников началось раньше мероприятий по сокращению штата или численности персонала.

Практически все перечисленные ошибки могут послужить основанием для судебного разбирательства. Если же суд удовлетворит исковое требование работника, наниматель будет обязан не только восстановить гражданина в должности и возместить ему материальный ущерб за вынужденный прогул, но также полностью оплатить нанесённый сотруднику моральный вред.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]