Будет ли действительным завещание, написанное завещателем от руки, без заверения у нотариуса

Требования к завещанию

Гражданским законодательством предусмотрена возможность для собственника самостоятельно распорядиться своим имуществом на случай гибели, путем составления завещания. Гл. 62 ГК РФ полностью посвящена правилам оформления документа и его особенностям. С его помощью гражданин может распределить объекты, принадлежащие ему на праве собственности между любыми физическими и юридическим лицами по своему усмотрению.

Возможности завещания:

• выбрать в качестве правопреемников любых граждан, юридических лиц или государство;
  • лишить законных наследников доли в собственности;
  • установить завещательный отказ или возложение (действия, которые должны выполнить наследники для получения имущества);
  • обязать нотариуса создать наследственный фонд;
  • распределить свое имущество между правопреемниками;
  • распорядиться имуществом, которое еще не приобрел.

Единственным ограничением для завещателя является право на обязательную долю. Это законное право иждивенцев покойного на долю в имуществе, равную ½ части, которая положена по закону. Таким образом защищаются права нетрудоспособных или достигших пенсионного возраста родителей, супругов и детей, а также несовершеннолетних детей.

Одним из важных требований к завещанию является его письменная форма. Также документ должен быть удостоверен способом, предусмотренным законом. Как правило, это нотариальное удостоверение.

Однако не всегда гражданин имеет возможность посетить нотариальную контору. А в некоторых населенных пунктах такая услуга и вовсе отсутствует.

На такой случай закон предусматривает альтернативные способы удостоверения.

Кто может быть завещателем

Поскольку оформление завещания – односторонняя сделка, совершать ее могут только:

• юридические владельцы передаваемых объектов;
  • вменяемые и адекватно мыслящие граждане, чья дееспособность не ставится под вопрос;
  • лица старше 18 лет;
  • несовершеннолетние, получившие согласие/одобрение своих законных представителей.

Если речь идет о категории недееспособных, то для распоряжения собственным имуществом они обязаны добиться разрешения попечителей.

Действительно ли завещание, не удостоверенное нотариусом?

Завещание, составленное в простой письменной форме без участия нотариуса, считается недействительным. В случае гибели гражданина такой документ не будет влиять на порядок раздела имущества.
Однако закон предусматривает варианты оформления волеизъявления без участия нотариуса.

Единственным исключением является совместное завещание супругов. Оно не может быть заверено альтернативными способами.

Важно! Вне зависимости от способа удостоверения документа, права обязательных наследников должны быть защищены. В противном случае он может быть оспорен в суде.

Удостоверение уполномоченными лицами

Ст. 1127 ГК РФ предусматривает возможность альтернативного оформления завещания.

Если собственник не может посетить нотариальную контору, то правом на удостоверение завещание наделяется:

• на корабле – капитан дальнего плавания;
  • в местах лишения свободы – начальник исправительного учреждения;
  • в экспедициях, на антарктических, разведочных и арктических базах – руководитель экспедиции;
  • в местах дислокации военных частей – командир данной части.

Если в населенном пункте отсутствует нотариальная контора, то полномочия нотариуса возлагаются:

• на главу органа местного самоуправления;
  • на специалиста органа местного самоуправления (по решению главы).

Лицо, удостоверившее волеизъявление, должно в разумные сроки направить документ в нотариальную контору по месту регистрации заявителя.

Документ, оформленный в чрезвычайной ситуации

Закон позволяет гражданину, попавшему в особую ситуацию, оформить завещание без участия нотариуса и лиц, его заменяющих (ст. 1129 ГК РФ).

Такая возможность предусмотрена для ситуаций, когда собственник был в опасности или считал, что находится в ситуации опасной для жизни.

Требования для волеизъявления, оформленного в чрезвычайной ситуации:

• простая письменная форма;
  • подпись 2 свидетелей, которые присутствовали в момент составления;
  • срок действия документа – 30 дней с момента окончания оснований (после чего он должен быть заверен нотариусом).

Текст должен иметь формулировки, которые прямо указывают на волю завещателя. Двусмысленные толкования не допускаются.

Например, волеизъявление не может предусматривает переход прав на все имущество дочери, если у собственника 2 и более дочерей.

Особенностью такого завещания является то, что оно не наделяется силой автоматически. Как другие документы, подписанные уполномоченными лицами.

Наследник должен обратиться в суд и подтвердить факт чрезвычайности ситуации, в которой оформлен бланк.

Важно! Вариант не подходит для совместного завещания супругов и наследственного договора.

Как составить завещание на наследство втайне от всех

Закон позволяет писать завещание в полном одиночестве и не показывать его содержание никому, в том числе и нотариусу. Для этого существует специальный вид документа – закрытое завещание, которое оформляется особым образом:

1. Завещание нужно обязательно написать от руки, подписать и запечатать в конверт.
  2. Передать запечатанный конверт с завещанием нотариусу при двух свидетелях. В момент передачи свидетели расписываются на этом конверте.
  3. Нотариус запечатывает полученный конверт с завещанием в другой конверт, на котором делает удостоверяющие надписи. Кроме того, на внешнем конверте записываются полные паспортные данные свидетелей, включая их место проживания.
  4. На руки завещателю выдается свидетельство о принятии закрытого завещания. Копия самого завещания не делается, поскольку конверт нельзя вскрывать до самой смерти наследодателя.

Кроме того, обычное завещание закон также защищает от разглашения: все лица, знакомые с его содержанием, должны хранить молчание. Если тайна выражения последней воли человека будет нарушена, то можно взыскать с виновного компенсацию морального вреда через суд или применить другие меры защиты гражданских прав.

Восстановление срока

Восстановить срок можно как в судебном, так и во внесудебном порядке. В первом случае придется доказать, что сроки были пропущены по уважительной причине. Это может быть:

• незнание о смерти завещателя при условии, если наследник действительно не смог установить факт открытия наследства;
  • тяжелая болезнь, исключающая обращение за наследством лично или через доверенных лиц;
  • дальняя командировка, участие в полевой экспедиции и пр.

Главное, чтобы суд счел причину уважительной. Например, незнание законодательства о сроке принятия наследства не будет считаться основанием к восстановлению срока. А вот редкая личная связь может быть расценена в качестве уважительной причины несвоевременного обращения за наследством.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации, мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы можете задать по номеру горячей линии 8 (800) 555-40-36 или написать его в форме ниже.

Альтернативой судебного восстановления срока принятия наследства является согласительный. Для этого наследник получает письменное согласие от других наследников, которые своевременно приняли наследство. Объяснять, почему был пропущен срок и действительно ли причина уважительная, он может другим наследникам. Нотариус же просто оформит наследство по завещанию, если прочие наследники выразили свое письменное согласие с этим.

Документы необходимые для открытия наследственного дела

У наследников есть 6 месяцев с момента смерти завещателя для открытия наследственного дела и вступления в наследство.

Важно знать!

Если лицо признано умершим на основании решения суда, то срок начинает течь со дня вступления решения в законную силу. Если судом устанавливается дата смерти, то срок исчисляется с этой даты.

Документы для нотариуса:

1. Заявление о принятии наследства;

2. Свидетельство о смерти;

3. Документы подтверждающие родственные отношения;

4. Копию паспорта;

5. Справка о последнем месте жительства умершего;

6. Если наследованию подлежит автомобиль, необходима оценка на момент смерти;

7. Завещание;

8. Документы, устанавливающие право на наследуемое имущество;

9. Выписка ЕГРН, если имущество недвижимое;

10. Справка о кадастровой стоимости недвижимого имущества;

11. Документы СТС или ПТС, если имущество движимое;

12. Документы о оценке движимого имущества.

Проведение оценки наследуемого имущества, является обязательным этапом, так как от цены имущества складывается государственная пошлина. Существует два вида оценки имущества:

1. Кадастровая

Данную справку можно получить через МФЦ или заказать на сайте Росреестра;

2. Рыночная

Оценка имущества проводится оценочной компанией, которая предоставляет заключение о рыночной цене имущества. Оценочная организация должна иметь лицензию на осуществление оценочной деятельности.

Узнать о цене нотариальных услуг можно на сайте Федеральной налоговой палаты:

Стоимость регистрации

При совершении подобных сделок государственная пошлина не предусмотрена. Все, что вы должны будете оплатить, – это услуги принимающего вас нотариуса. Но здесь все зависит от тарифов и расценок конкретного специалиста.

Изменение и отмена

Наследодатель имеет право внести корректировки в собственное заявление либо же полностью отменить его. Делается это следующим образом:

1. составляется отдельное распоряжение об отмене всего документа или каких-то конкретных пунктов;
  2. регистрируется новый акт, который автоматически отменяет предыдущий.

Вы можете изменять бумагу неограниченное количество раз. Согласие упомянутых в ней людей не требуется.

Наследование по закону

Данный вид наследования применяется, если наследодатель после своей смерти не оставил завещание. Согласно Гражданскому кодексу РФ, существуют семь очередей наследования по закону.

Первая очередь

• Супруг или супруга, с которым официально был заключен брак; родители; дети, а также усыновленные дети (если свидетельство об усыновлении не было отменено в судебном порядке до достижения ребенком 18 летнего возраста).
  • Так же переживший супруг имеет право на выделение из наследуемого имущества супружеской доли, которая равна 1/2 от совместно нажитого имущества. Для этого необходимо обратиться к нотариусу для того что бы была выделена обязательная супружеская доля имущества. Но это не лишает супруга права на получение своей доли по наследованию по закону.
  • Внуки наследуют долю своих родителей, которые умерли раньше бабушки или дедушки.

Вторая очередь

• Бабушки и дедушки, если они записаны в документах родителя. Также бабушки и дедушки наследуют, если родители лишены родительских прав.
  • Братья и сестры, единокровные и единоутробные, должны быть официально признаны.
  • Племянники и племянницы наследуют долю своих родителей, если те погибли раньше наследодателя.

Третья очередь

• Тётя и дядя которые являются родными наследодателю;
  • Двоюродные братья и сестры, наследуют по праву преставления, деля долю умершего родителя.

Четвёртая очередь

• Прабабушка и прадедушка.

Пятая очередь

• Дети племянников и племянниц;
  • Родные и сводные братья и сестры бабушек и дедушек.

Шестая очередь

• Двоюродные правнуки и правнучки;
  • Двоюродные дяди и тёти;
  • Двоюродные племянники и племянницы.

Седьмая очередь

• Мачеха или отчим, если воспитывали ребенка более 5 лет и не должны привлекаться за причинение вреда ребенку.
  • Падчерица или пасынок, если прожили одной семьей более 5 лет.
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]