Первые мировые судьи в Российской империи появились в результате судебной реформы при Александре II. Данный институт был создан для рассмотрения мелких уголовных и гражданских дел, с требованиями не более 500 рублей. Мировые судьи не назначались, а избирались. Интересно, что в приоритете было не их образование, а личные и человеческие качества, уважение населением, авторитет в обществе. Была создана достаточно простая и доступная процедура рассмотрения дел.
Мировые судьи должны были быть максимально приближены к народу. В отличие от других судов, мировой судья должен был реагировать не только на письменные заявления и жалобы, но и на устные, мог рассматривать дела прямо на месте происшествия.
Все формальности были сведены к минимуму, никакой уплаты пошлин и гербовых бумаг. Решения просто записывались в специально предназначенную для этого книгу. Мировая юстиция просуществовала в таком виде 25 лет и была упразднена.
В дальнейшем были кратковременные попытки её возродить. Пока наконец 17 декабря 1998 года не был принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», который по настоящее время регулирует деятельность мировых судов.
Мировые суды – это суды первой низшей судебной инстанции в системе судов общей юрисдикции. Мировой судья рассматривает поступающие к нему дела только единолично.
Законодательное регулирование
В РФ существует федеральный закон «О мировых судьях». Аналогичный закон принят в регионах страны. Местные акты повторяют положения федерального закона. Отличия касаются процедуры назначения и организации деятельности судей.
На мировых судей распространяется действие закона «О судебной системе», «О статусе судей».
С целью обеспечения их деятельности, был принят ряд нормативных актов – инструкций, положений. В частности, инструкции об организации делопроизводства.
Процессуальные кодексы (ГПК, АПК, КАС И УПК) дают ответ на вопрос, чем занимаются мировые судьи.
Мировые судьи в России
Мировая юстиция в России История мировой юстиции в России
Вплоть до XYIII в. в России не существовало специальных судебных учреждений. Полномочиями по осуществлению правосудия обладали главы административно-территориальных образований. Естественно, что подобная ситуация приводила к различного рода злоупотреблениям, и уже в конце XYII — начале XYIII в. стала очевидной необходимость коренного изменения системы судебных органов в России. Первым подобную попытку предпринял Петр I.
Следующим шагом в развитии судебной системы были реформы Екатерины II. В 1775 г. обнародована
1-я часть «Учреждений управления Российской Империей», где провозглашалось создание независимой ветви судебной власти, основанной на началах коллегиальности.
Созданная Екатериной II судебная система просуществовала почти 100 лет, претерпевая различные изменения.
Ко второй половине XIX в. стала очевидной необходимость коренной реформы судебной системы в соответствии с общепринятыми принципами организации судопроизводства: всесословности, гласности, обеспечения права на защиту и т.п., что и было осуществлено в рамках общих либеральных реформ, проводимых Александром II.
20 ноября 1864 г. были обнародованы «Судебные уставы», которые по-новому организовывали судебную власть. В частности, в судебную систему вводились новые суды — мировые.
Мировая юстиция представляла собой максимально приближенную к населению, обособленную замкнутую систему, построенную на началах выборности, всесословности, независимости и несменяемости судей в пределах выборного срока, гласности и состязательности.
Мировой судья был первой инстанцией для рассмотрения мелких уголовных (до 1 года лишения свободы) и гражданских (с ценой иска до 500 руб.) дел.
Участковый мировой судья избирался сроком на 3 года уездным земским собранием из числа граждан, достигших 25-летнего возраста, имевших высшее или среднее образование или стаж работы не менее 3 лет преимущественно по судебному ведомству, владеющих землей не менее 400 десятин, недвижимой собственностью, оцененной для взимания налога в 6 тыс.руб. в других городах. Списки кандидатов в мировые судьи составлялись местным предводителем дворянства и утверждались губернатором. Избранные мировые судьи утверждались Сенатом.
Право избрания на должность мировых судей было признано за выходцами из всех слоев населения.
Участковые мировые судьи получали содержание и не могли сочетать с этой должностью никакую другую государственную или общественную службу.
Одновременно с участковыми были учреждены должности почетных мировых судей, которые по просьбе сторон или ввиду отсутствия участковых мировых судей рассматривали подсудные им дела. Почетные мировые судьи избирались в том же порядке, что и участковые, но не получали денежного содержания и исполняли свои обязанности в случае необходимости.
Кассационной и апелляционной инстанцией по отношению к единоличным мировым судьям был уездный съезд мировых судей, в который входили все мировые судьи определенного округа, в том числе и почетные мировые судьи. Съезд мировых судей избирал из своего состава председателя сроком на три года. В заседаниях съезда мировых судей участвовал помощник прокурора, который давал свои заключения по конкретным делам.
Благодаря мировой юстиции, существовавшей обособленно от общих судебных установлений, мелкие уголовные и гражданские дела не переходили до бесконечности из одной судебной инстанции в другую.
Цензовые требования для занятия должности мирового судьи — возраст не менее 25 лет, высшее или среднее образование или трехлетний стаж работы в таких должностях, где можно было приобрести практические навыки в производстве судебных дел, владение землей или другим недвижимым имуществом, а также требование «неопороченности» (не находиться под следствием или судом, не быть несостоятельным должником и т.п.) — обеспечивали надлежащий уровень судейского корпуса в низовом звене.
Достаточно простая процедура судебного разбирательства в мировом суде и специфика источников права, которыми должны руководствоваться мировые судьи, не требовали пребывания на этих должностях лиц с юридическим образованием. Во главу угла ставились личные качества мирового судьи, его авторитет и уважение в обществе. Ему вменялось в обязанность «просьбы принимать везде и во всякое время, а в необходимых случаях и разбирать дела на местах, где оные возникли».
В гражданском судопроизводстве мировому судье были подсудны:
- иски по личным обязательствам и договорам, иски о недвижимости с ценой не свыше 500 руб.;
- иски о вознаграждении за ущерб и убытки, когда размер их не превышал 500 руб. или же во время предъявления иска не мог быть положительно известен;
- иски о личных обидах и оскорблениях;
- иски о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев.
Основная задача мирового судьи заключалась в том, чтобы склонить стороны к примирению и принятию мирового соглашения. При невозможности достичь мирового соглашения мировой судья своей властью выносил решение или приговор по делу.
С целью сделать низовое звено судебной системы максимально доступным для широких масс законодатель предусмотрел упрощенный характер процедуры в мировом суде, где все формальности были сведены до минимума. В гражданском судопроизводстве обращение к мировому судье не требовало уплаты пошлин, употребления гербовой бумаги, решения записывались в установленную законом книгу. В уголовном — инициатива в возбуждении дела, вызове свидетелей, представлении доказательств принадлежала частному лицу, иногда это делалось полицией. Судья обязан был реагировать как на устные, так и на письменные жалобы. Протокол судебного заседания оформлялся в произвольной форме. Если дело оканчивалось вынесением приговора, то он заносился в протокол. Сторонам разрешалось приводить свидетелей и представлять доказательства в апелляционную инстанцию, которой являлся съезд мировых судей. Съезд либо утверждал состоявшееся решение или приговор мирового судьи, либо в пределах отзыва постановлял новое. При этом наказание обвиняемого не могло быть усилено без требования обвинителя.
Таким образом, мировой суд обеспечивал доступность, простоту, быстроту судопроизводства. Это был демократичный институт не только по способу формирования и характеру рассмотрения дел, но и по степени приближенности к населению.
Просуществовав в таком виде 25 лет, мировые судьи были упразднены. Закон от 12 июня 1889 г. сохранил их только в столицах и нескольких крупных городах. В остальных городах вместо выборных мировых судей были введены городские судьи, назначаемые и увольняемые министром юстиции. В уездах же судебная власть перешла к земским начальникам, являющимся одновременно чинами административного ведомства.
В 1912 г. был принят закон о преобразовании местного суда, уничтоживший судебную власть земских начальников, заменивший их, а равно и городских судей мировыми судьями, выбираемыми земскими собраниями, даже с некоторым расширением пределов их полномочий. Мировая юстиция возродилась, но не надолго.
Мировой суд был окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде от 24 ноября 1917 года.
И вот спустя 80 лет мировой суд возрождается.
17 декабря 1998 г. принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», которым в судебной системе страны возрожден институт мировых судей.
(по материалам «Настольная книга мирового судьи: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф.В.М.Лебедева. — М.:Издательство БЕК, 2002.)
опубликовано: 24.08.2020 08:21:56, обновлено: 02.10.2020 16:51:59
Особенности статуса
Так, чем занимаются мировые судьи? Тем же, чем и их коллеги в других судах страны, согласно компетенции: принимают к своему производству дела и выносят по ним решения. Благодаря этому, они и имеют те же привилегии, что и иные судьи, в части неприкосновенности (особого порядка привлечения к уголовной и дисциплинарной ответственности).
Государство предоставляет дополнительные гарантии в виде права выхода на пенсию раньше основной массы граждан. Денежное содержание слуг Фемиды значительно выше, чем у многих государственных служащих. Правда, разница в доходах членов судейской корпорации заметна (80 тыс. руб., вместо 200 тыс. руб.в месяц)
Конечно, предоставляются дополнительные выплаты за выслугу лет, за квалификационный класс, премиальные выплаты и др. Собственно, это главное, чем отличается мировой судья от обычного.
Требования к кандидату на должность
Личные качества мирового судьи
Каждому человеку известно, что все звенья правосудия нуждаются в своих судьях.
Они должны работать и поддерживать рамки закона.
Кроме того, такие судьи помогают решить конфликтные ситуации.
Как и на любую другую должность, сюда берут людей по определённым требованиям.
Итак, рассмотрим подробно, кто именно может работать на подобной должности:
- Кандидат должен обязательно иметь высшее образование в юридической сфере.
- У него не должно быть судимостей.
- На эту должность не примут человека с двойным гражданством. Здесь важно обозначить желание работать только на территории нашей страны. Соответственно требуется и доказать эти сведения.
- Дееспособный человек.
- Без наличия зависимостей. Не может занимать подобную должность лицо, состоящее на учёте в какой-либо клинике.
- У кандидата на должность не должны присутствовать заболевания, которые могут мешать работе.
- На подобных должностях есть возрастные ограничения. Им может стать только человек старше двадцати пяти лет. Общий трудовой стаж будущего мирового судьи должен превышать 5 лет.
- Кандидат на должность, желающий работать в этой сфере должен следить за своими поступками и действиями, чтобы в дальнейшем не пришлось оправдываться, за своё поведение.
Перед поступлением на должность, кандидат должен знать соответствующие экзамены и получить рекомендацию из судебной инстанции. Если человек раньше работал на подобной должности, то эти моменты опускаются. Исходя из действующего опыта, экзамены не сдаются.
Организация деятельности
В регионах страны работают управления по обеспечению деятельности мировых судей. Они решают вопросы их размещения, кадрового обеспечения, оплаты труда и иные задачи. Сюда входит:
- организация конкурса на замещение должностей судей, прием документов, их передача в законодательное собрание;
- поиск и содержание помещений, в которых работают судьи и их сотрудники;
- наем секретарей и помощников судей, оплата их труда.
Одни регионы создают полноценный департамент или управление, другие передают решение вопросов деятельности мировых судей судебным департаментам. Это организации, выполняющие аналогичные задачи в отношении всех других судов (и общих и арбитражных, независимо от инстанции)
В Дагестане, например, организацией деятельности всех без исключения судей занимается судебный департамент, в Севастополе же работает полноценное управление по обеспечению деятельности мировых судей.
Денежные средства на их деятельность выделяется формально из регионального бюджета. Остальные судьи напрямую финансируются из федерального бюджета.
Как выглядит мировой суд
А как выглядит ленинский мировой суд — наверняка подобным вопросом задаются некоторые жители одноименного района одного из городов нашей страны. Но дело в том, что в законодательстве нет понятия мирового суда. Есть только мировые судьи.
Для них выделяются отдельные помещения, а некоторые могут работать и непосредственно в здании районного суда, компетенция которого распространяется и на них.
Территория, которую обслуживают судьи, разбивается на участки. Один участок состоит из нескольких улиц населенного пункта или города. Наибольшая нагрузка наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге. Норматив – 25 тыс. населения на один участок.
Информация о том, какие территории входят в состав участков, располагается на сайте районного или городского суда или на страничке портала ГАС.
Подойдя к зданию, где работает мировой судья, гражданин увидит табличку с номером участка. Поэтому понятия, например, «ленинский мировой суд» и ему подобные в законодательстве не существует. Оно применяется лишь в разговорах с чиновниками и юристами. Иски и заявления адресуют мировому судье участка номер такой-то.
Какие дела не могут быть рассмотрены в мировом суде?
Конечно, существуют дела, которые не рассматриваются мировыми судьями. Это те вопросы, которые относятся к ведению других органов судебной системы. Сюда входят иски с более высокой ответственностью, суммами требований. Кроме того, ими не рассматриваются иски, требующие участия нескольких людей – судей или присяжных – то есть более сложные с точки зрения психологической и законной оценки. К таким делам относятся:
- вопросы имущественного характера, превышающие 50 000 рублей или 100 000 по делам о защите прав покупателей;
- уголовные дела со сроком наказания более 3 лет;
- некоторые трудовые споры (в том числе о восстановлении в должности);
- вопросы установления или отмены отцовства, материнства, усыновления, опеки, споры о проживании детей;
- апелляционные, кассационные рассмотрения.
Для этих исков предусмотрены другие суды. Гражданские дела свыше 100 000 рассматривают районные суды, уголовные – они же и суды субъектов РФ, для арбитражных вопросов выделены специальные органы.
Сложные дела рассматриваются в других судах
Какие дела рассматривают
Чем занимается мировой судья? Казалось бы, ответ прост. Судьи районного уровня имеют специализацию. Одна группа занимается уголовными делами и рассмотрением материалов по КоАП. Вторая — рассмотрением гражданских и административных дел. Распространяется специализация и дальше, например, кто-то занимается преимущественно кредитными спорами, кто-то хорошо разбирается в делах, затрагивающих интересы детей, и т. д.
В компетенцию мировых судей входят дела всех категорий, другое дело, что они считаются простыми, их сложность заключается больше в обилии документов, чем в самих спорах.
Что такое мировой суд и чем он занимается
Это орган в звене судебной системы, который рассматривает ряд категорий дел по упрощенной процедуре.
Например, если в суде общей юрисдикции на рассмотрение гражданского дела отводится 2 месяца, то мировому судье для вынесения решения достаточно одного месяца.
Мировой судья рассматривает всегда дела единолично. Это также является одной из особенностей данного вида судопроизводства. В остальном же ход судебного процесса в мировом суде подчиняется действующему законодательству.
Адреса судебных участков мировых судей г. Москвы можно посмотреть на Портале единого информационного пространства https://mos-sud.ru.
Административные споры
КАС РФ предусматривает единственную категорию споров для мировых судей – рассмотрение заявлений о выдаче судебного приказа (взимание налоговых и иных платежей).
Так, гражданские споры включают:
- иски о прекращении брака, взыскании алиментов, если нет спора о месте проживания детей, опеке над ними;
- иск по семейному делу передается в районный суд, если затрагивается факт материнства, отцовства, лишения или ограничения права на ребенка, признание брака недействительным, усыновление и удочерение;
- раздел имущества разведенных супругов, если его цена не выше 50 тыс. руб.;
- споры о праве на имущество, ценой не более 50 тыс., кроме споров о праве на наследство, на интеллектуальную собственность;
- споры о порядке пользования имуществом;
- заявления о выдаче судебного приказа (взыскание алиментов, долга по оплате коммунальных услуг).
Если в иске предъявлены требования, часть из которых должна рассматриваться районным судом, он передается в районный суд. Изменение подсудности в процессе рассмотрения дела влечет те же последствия.
Таким образом, работа мировых судей заключается в предоставлении возможности районным судам заниматься более сложными, значимыми для граждан спорами.
Порядок подачи обращения в мировой суд
Для обращения в судебную инстанцию этого уровня следует выполнить несколько действий:
- Оплатить государственную пошлину. От ее уплаты освобождаются лица, обратившиеся в суд за защитой своих прав по следующим вопросам:
- права потребителей;
- затребование алиментов;
- защита прав ребенка;
- возмещение вреда от совершенного преступления;
- а также инвалиды 1 и 2 группы, их объединения, участники и инвалиды ВОВ, герои СССР и РФ.
- Грамотно составить исковое заявление. Указать все необходимые сведения, название и суть иска, требования, предоставить доказательства по делу.
- Приложить необходимые документы и ждать вызова по иску.
Взыскание алиментов – один из вопросов, входящих в компетенцию мирового суда
После подачи иска решение по нему должно быть принято в течение 10 дней. Это может быть оставление иска без движения, отказ в принятии либо решение о рассмотрении дела мировым судьей, которое должно быть проведено в течение месяца с момента подачи иска.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Вопросы о выдаче судебного приказа рассматриваются судом в течение 5 дней и не требуют присутствия сторон на судебном заседании. Особенно это важно при вопросе изыскания алиментов с работающего родителя. Процедура очень проста и не требует временных и финансовых затрат (отсутствует госпошлина).