О правах потребителей при проверке качества товара

Автор статьи:

Музыко Татьяна Андреевна — юрист.


У покупателя есть право на приобретение неиспорченной продукции. В случае его нарушения можно требовать проверки качества товара.

Продавец может проводить исследование как в присутствии, так и при отсутствии покупателя (при его согласии). Проверка качества товара осуществляется по правилам ЗоЗПП и Гражданского кодекса.

А если потребитель не согласен с результатами проверки качества?

Бывают случаи, когда потребители абсолютно не согласны с результатами проверки качества. В таких ситуациях магазины и изготовители товаров должны руководствоваться 3 и 4 абзацем п.5 ст.18 Закона «О защите прав потребителей». Там указано, что в случае возникновения спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) обязаны провести уже экспертизу товара предварительно оплатив экспертные услуги.

Сроки проведения экспертизы. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями , и настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара.

Следует учесть. Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Но и это еще не конец. Очень часто потребители не доверяют экспертизе, организованной и первоначально оплаченной магазином или изготовителем. И поэтому, потребители вправе, в случае несогласия с ее результатами, оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Сроки проведения процедуры

Законодательством не установлен один конкретный срок, в течение которого продавец обязуется проверить качественные характеристики товара при обращении потребителя с претензией. Все зависит от того, какие требования выдвигает заявитель. Так, срок проведения проверки в зависимости от ситуации может быть следующий:

  • 45 дней (п.1 ст. 20 Закона №2300-1) —если в претензии выдвигается требование по устранению обнаруженных дефектов у приобретенной вещи;
  • 20 дней (п. 1 ст. 21 Закона № 2300-1) — если потребитель, обнаруживший дефекты, требует произвести замену покупки;
  • 10 дней (ст. 22 Закона №2300-1) — если требование клиента заключается в возврате денежных средств, снижении цены за некачественное изделие, возмещении убытков, связанных с приобретением.

Кто осуществляет проверку

Чаще всего при обращении клиента с претензией по поводу качества товара осмотром и выявлением дефектов занимается лицо, представляющее интересы торговой точки, где была произведена покупка. Если отсутствует возможность внешне определить недостатки, то в таких случаях оценка качества производится в специализированных сервисных центрах.

Сотрудники таких организаций имеют более глубокие знания и навыки, чем работники торговых организаций.

Гражданин, столкнувшийся с приобретением некачественного товара, может обратиться в Роспотребнадзор с просьбой о проведении внеплановой проверки конкретной торговой организации. Но изначально ему необходимо обратиться с претензией к самому продавцу.

Если приобретение не соответствует требованиям безопасности, то можно сразу обращаться в Роспотребнадзор.

Как составить акт осмотра товара – образец, бланк 2021 года

Любой товар имеет определенную материальную ценность. Соответственно, при его получении ответственное лицо должно убедиться в том, что ценности не были нарушены и повреждены. Обычно для этого достаточно визуального осмотра. Однако нельзя просто проверить ТМЦ и все. Этот факт должен быть зафиксировать при помощи соответствующего акта.

Форма

Наверняка многие знают, что унифицированные формы были обязательными до 2013 года. Сегодня в их использовании нет необходимости. Другими словами, можно сказать, данный документ разрешается оформлять в свободной форме. Для этого рекомендуется использовать лист бумаги формата А4.

Некоторые компании разрабатывают для этого фирменные бланки, однако в этом случае они должны быть утверждены внутренними правилами организации. Также можно скачать в сети стандартный шаблон. Здесь уже присутствуют все необходимые графы. Их достаточно заполнить соответствующей информацией.

В каких случаях производится осмотр

Каких-то определенных ситуаций, при которых осмотр товара является необходимым, не существует. К наиболее частым из них относятся:

  • получение товара от поставщика или производителя;
  • принятие товара после его изготовления;
  • покупатель возвращает товар, когда после покупки прошло определенное время.

Вообще, не имеет значения, по какой причине и в каких ситуациях осматривается товар. Главное, на что нужно обратить внимание – это правильное оформление данного процесса. Именно в таких ситуациях оформляется соответствующий акт.

Создание комиссии

Правила запрещают, чтобы осмотр чего-либо, в том числе и товара, производился одним человеком. Объясняется это тем, что он вряд ли сможет в полной мере оценить состояние груза.

Да и от обычной человеческой ошибки никто не застрахован. Именно поэтому для осмотра создается специальная комиссия, члены которой будут проверять друг друга. Каждый участник проверяющей группы должен быть компетентным в данном вопросе.

Здесь ответственных выбирает руководитель компании.

Комиссия должна состоять минимум из двух человек. При желании директор компании может назначить и более расширенный состав. Чтобы осмотр был максимально объективным, крайне желательно, чтобы члены проверяющей группы были работниками разных подразделений.

Естественно, опыт, образование и квалификация должны позволять правильно определить состояние товара. Только так можно получить объективные выводы. Кроме этого, руководитель компании имеет право привлечь к этой процедуре сторонних экспертов. Обычно в этом возникает необходимость в том случае, когда в компании отсутствуют специалисты необходимого уровня, или они просто не вызывают доверия.

Задачи комиссии

Члены проверяющей группы должны четко понимать, для чего эта комиссия была сформирована. Обычно это визуальный осмотр, который направлен на выявление механических повреждений.

Кроме этого, к прямым обязанностям проверяющей группы относится оформление данного акта. Сюда должны быть внесены все подробности проведенной процедуры на каждом этапе.

Естественно, в завершении комиссия делает выводы.

Они могут быть разными:

  1. При обнаружении дефекта, брака или какой-то неисправности определяется виновный. Если комиссия пришла к выводу, что здесь вина производителя, товар ему возвращается.
  2. Бывает так, что у комиссии остаются какие-то вопросы. Например, визуального осмотра недостаточно, и имеются подозрения в неисправности товара. В этом случае члены проверяющей группы приходят к выводу, что необходима глубокая проверка, которая подразумевает вскрытие упаковки.
  3. Товар отвечает всем нормам и стандартам, поэтому может использоваться по назначению.

Конечно, на усмотрение комиссии выводы могут быть и другими. Но это наиболее частые заключения, которые выдвигаются в подобных случаях.

Как составить акт осмотра товара в 2021 году

Как показывает практика, многие организации используют в этих целях бланки, которые ранее были обязательными. Но нужно повториться, сегодня это не является обязательным условием. Зачастую используется печатный вариант оформления документов. Хотя и рукописный акт также будет считаться действительным.

В любом случае все ответственные лица должны проставлять здесь «живые» подписи. Если локальная документация компании подразумевает использование печати, ее оттиск также проставляется в документе. Однако сегодня компаниям разрешено работать без печати, поэтому данный пункт нельзя назвать обязательным.

Документ должен иметь минимум две копии, которые обладают одинаковой юридической силой. Бывают ситуации, что в данном мероприятии заинтересовано больше сторон, соответственно, и экземпляров можно сделать больше.

Если в компании ведется специальный учетный журнал, информация о составленном акте должна быть в него внесена. Акт необходимо хранить на предприятии в течение трех лет.

Хотя этот срок может быть изменен нормативной документацией организации.

акта

Как и у любого документа, здесь должно быть название. В нем должна отображаться суть оформления акта. Также «шапка» должна содержать дату и место составления документа.

После этого необходимо прописать основную часть, состоящую из таких пунктов:

  1. Перечисляется состав комиссии. Указываются не только ФИО сотрудников, но и должности, которые они занимают.
  2. Нередко проверка выполняется в присутствии свидетелей, например, потребителях. Их данные также нужно указать в документе.
  3. Письменно подтверждается сам факт выполнения данного мероприятия. Указываются подробные сведения о товаре, что позволит без проблем его идентифицировать.
  4. Отмечается дата прибытия товара, сведения о гарантийном обслуживании, другая информация.
  5. При обнаружении дефектов или любых других недостатков они подробно описываются.
  6. Крайне важно, чтобы квалифицированные специалисты, входящие в состав комиссии, определили виновника.
  7. Делается вывод, в котором ответственные лица указывают, какие действия необходимо выполнить в дальнейшем.

Что касается количества экземпляров, то здесь нет каких-либо стандартов и ограничений. Все зависит от конкретной ситуации и количества заинтересованных сторон. Каждая из них должна получить копию документа.

Все оформленные экземпляры обладают одинаковой юридической силой. Завершающей частью документа является раздел с автографами. Здесь указываются все члены комиссии. Можно указать их должности. Проставляются подписи с расшифровками.

Потребитель также должен расписаться, при этом указывается, что проверка выполнялась в его присутствии.

Образец акта осмотра товара

и образец

При возникновении дефектов в процессе эксплуатации вещи

Мнение эксперта

Макаров Игорь Тарасович

Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.

Бывает, что дефекты обнаруживаются не сразу. Клиент забирает товар домой, какое-то время им пользуется. В процессе эксплуатации появляются различные неисправности.

Гражданину не нужно соблюдать правила двух недель, проверять, входит ли вещь в список продукции, не подлежащей возврату. Некачественные товары должны приниматься продавцом на проверку в любое время после совершения покупки при условии соблюдения гарантийного срока.

Проверка позволяет клиенту подтвердить, что его претензии являются обоснованными. Он может добиться от магазина ремонта изделия, замены на аналогичное или возвращения его стоимости.

Что устанавливает?

Проверка качества товара, осуществлённая производителем, устанавливает:

  1. Отсутствуют или нет недостатки продукта.
  2. Что послужило причиной появления недостатка – нарушение производственной технологии или неправильная эксплуатация.

Результаты проверки фиксируются в акте, который подписывается специалистам и представителям сторон спора.

Порядок осуществления проверки

Закон «О защите прав потребителей» позволяет продавцу осуществить проверку изделия, по поводу качества которого у потребителя имеется претензия. Это позволит убедиться, что вещь действительно имеет дефекты, которые появились не по вине покупателя.

Процедуру чаще всего производят представители торговой организации, и состоит она из следующих этапов:

  1. Оценка внешних качеств предмета, вскрытие корпуса при необходимости.
  2. Сопоставление имеющихся внешних данных и свойств с характеристиками, заявленными производителем.
  3. Тестирование функций и оценка работоспособности.

При приеме оцениваемого товара клиент получает соответствующий документ. Это может быть акт или отметка в квитанции о приеме купленного предмета продавцом для оценки качественных характеристик.

Проверка технически сложного товара

Если некачественное приобретение входит в перечень технически сложных товаров (Постановление Правительства РФ от 10.11.11 № 924), то сроки проверки будут рассчитываться по такому же принципу.

По истечении этого срока его требование может быть удовлетворено, если:

  • имеется значительный дефект;
  • частое устранение дефектов, которое не позволяет пользоваться изделием более 30 дней в течение каждого года гарантийного срока.

Часто после проверки требуется проведение экспертизы с более тщательным изучением изделия, что связано с несогласием потребителя с заключением по товару. Если после экспертизы спорная ситуация не разрешилась, то следующим шагом для покупателя будет обращение в суд.

В день совершения покупки

Покупателю желательно инициировать проведение проверки при приемке товара. В случае выявления недостатков клиент вправе заменить его на качественный. Некачественное изделие остается в магазине до момента принятие решения о его дальнейшей судьбе.

Потребителю выдается аналогичная продукция с надлежащими потребительскими свойствами. Он вправе отказаться от приобретения некачественной вещи и не вносить за нее плату.

Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)

  • Юрист по уголовному праву
  • Как оплатить счет интернета или тв ТТК без комиссии?
  • Условия банкротства физических лиц
  • Статья 1484. Гражданского Кодекса РФ. Исключительное право на товарный знак
  • Продажа квартир на торгах по банкротству в СПб
  • Калькулятор стоимости товарного знака Сколько стоит зарегистрировать товарный знак:
  • Кто может начать процедуру банкротства юридического лица, какие стадии включает банкротство, и сколько длятся такие стадии?
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]