За неуплату налогов или несвоевременную уплату налогов организация или ИП могут быть привлечены к ответственности. Существует три вида ответственности: налоговая, административная и уголовная.
Какой из указанных видов может применяться в том или ином случае? Это зависит от того, кто совершил правонарушение в виде неуплаты налога – организация или ИП, а также от их статуса (налогоплательщик или налоговый агент).
Рассмотрим каждый вид ответственности, к которой лицо может быть привлечено за неуплату или неполную уплату сумм налога.
Налоговая ответственность… …налогоплательщиков
Статьей 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату налога или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) – взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (п. 1). За указанные деяния, совершенные умышленно, штраф налагается в размере 40% от неуплаченной суммы налога (п. 3).
Согласно п. 5 ст. 108 НК РФ привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога и пени.
Обратите внимание
При применении положений ст. 122 НК РФ следует исходить из того, что бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения, установленного ст. 122 НК РФ. В этом случае с него подлежат взысканию пени по ст. 75 НК РФ. Такой вывод сделан в п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57.
Таким образом, если налогоплательщик не уплатил налог в установленный срок, но при этом: – налог рассчитал правильно, – с него взыщут только пени; – налог рассчитал неправильно, – с него взыщут штраф согласно п. 1, 3 ст. 122 или п. 3 ст. 120 НК РФ, а также пени.
Напомним, п. 3 ст. 120 НК РФ предусматривает за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, взыскание штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. Иными словами, чтобы избежать штрафов в соответствии с нормами п. 1, 3 ст. 122 или п. 3 ст. 120 НК РФ, следует внести исправления в расчет налогов и подать уточненную декларацию.
Внесение изменений в налоговую декларацию и расчеты регулируется ст. 81 НК РФ, в которой предусмотрены случаи, когда налогоплательщик освобождается от ответственности.
В силу п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном данной статьей.
Если «уточненка» представлена в ИФНС до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной декларации. Согласно п. 3 ст. 81 НК РФ если уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если «уточненка» была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал:
– либо об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога; – либо о назначении выездной налоговой проверки.
Как указано в п. 4 ст. 81 НК РФ, если «уточненка» представляется в налоговый орган после истечения срока подачи декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
– представления «уточненки» до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки (ВНП) по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
– представления «уточненки» после проведения ВНП за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
Ответственность налогоплательщиков и налоговых агентов: основные составы
Налоговая ответственность для налогоплательщиков в основном представлена следующими статьями:
- ст. 116 НК РФ — нарушения в связи с постановкой на учет;
- ст. 119 и 119.1 НК РФ — нарушения, связанные с представлением деклараций;
О штрафе по ст. 119 НК РФ рассказывает данный материал.
- ст. 120 НК РФ — налоговая ответственность за нарушения, связанные с ведением учета;
Подробнее о них читайте здесь.
- ст. 122 НК РФ — неуплата налога;
- ст. 123 НК РФ — аналог ст. 122 для налоговых агентов;
- ст. 126 и 129.1 НК РФ — налоговые составы, возникающие при истребовании документов и информации.
…налоговых агентов
Исходя из п. 1 ст. 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
При этом согласно п. 2 указанной статьи налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной п. 1, при одновременном выполнении следующих условий:
– налоговый расчет представлен в налоговый орган в установленный срок;
– в налоговом расчете отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджет;
– налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджет сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении ИФНС факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.
В случае с налоговыми агентами также применяется положение п. 5 ст. 108 НК РФ, согласно которому лицо, привлеченное к ответственности за совершение налогового правонарушения, не освобождается от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.
Обратите внимание
Налоговые агенты могут избежать ответственности за неуплату налогов в виде штрафов при условии представления ими уточненных расчетов. Согласно п. 6 ст. 81 НК РФ положения, предусмотренные п. 3 и 4 данной статьи, касающиеся освобождения от ответственности, применяются также в отношении налоговых агентов при представлении ими уточненных расчетов.
Напомним, что согласно п. 6 ст. 81 НК РФ при обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет. При этом расчет должен содержать данные только в отношении тех налогоплательщиков, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога.
Обратите внимание
В силу п. 4 ст. 108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.
Предусмотрена ли ответственность физических лиц и ИП за неуплату НДФЛ
Налоговым периодом по НДФЛ является календарный год. Физическое лицо уплачивает причитающуюся сумму НЛФЛ по самостоятельно декларируемым доходам не позднее 15 июля года, следующего за данным налоговым периодом (п. 6 ст. 227, п. 4 ст. 228 НК РФ).
Неуплата НДФЛ означает возникновение недоимки по налогу, подлежащей уплате в бюджет. На сумму просроченной задолженности начисляются пени в качестве компенсации потерь казны за неисполнение в надлежащий срок обязанности налогоплательщика.
К индивидуальным предпринимателям и нотариусам (адвокатам), имеющим частную практику, за неуплату (или просрочку уплаты) авансовых платежей в течение налогового периода согласно п. 9 ст. 227 НК РФ также может быть предъявлено требование об уплате пени.
Часть доходов, являющихся объектом налогообложения по ст. 209 НК РФ, подлежит обложению НДФЛ налоговым агентом (ст. 226 НК РФ). Ненадлежащее исполнение налоговым агентом обязанности по уплате удержанного за счет дохода налогоплательщика налога к налогоплательщику отношения не имеет.
Административная ответственность… …если налог не уплатила организация
Административной ответственности подвергается должностное лицо организации за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, выразившееся, например, в занижении сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета.
За это нарушение согласно ст. 15.11 КоАП РФ на должностное лицо может быть наложен штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. (п. 1). При повторном правонарушении это лицо ждут штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет (п. 2).
Указанная ответственность наступает и для налогоплательщика, и для налогового агента.
К сведению
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгал‑ терском учете» ведение бухчета организуется руководителем экономического субъекта (п. 1), который обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель организации, которая вправе применять упрощенные способы ведения учета, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя (п. 3).
Таким образом, административный штраф будет начислен лицу, ответственному за ведение бухучета, – директору, главбуху или иному должностному лицу организации.
Исходя из смысла п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, если в отношении этого лица было начато производство по делу об административном правонарушении, а затем было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, административное производство подлежит прекращению.
Схемы уклонения от уплаты налогов: налоговый анализ
При выявлении преступлений в налоговой сфере налоговыми органами предпринимаются все меры, направленные на доскональный анализ деятельности проверяемого лица, с целью выявления в его действия признаков уклонения от уплаты налогов, зачастую схемы уклонения от налогов однотипны, данные схемы рассмотрим ниже:
- Вступление в фиктивные сделки. В данном случае организация или индивидуальный предприниматель сознательно либо завышают свою расходную часть, сознательно занижают свою доходную часть с целю уменьшения налоговой базы для исчисления налога. Обычно для данных схем используются так называемые однодневные фирмы. Данная схема как правило раскрывается налоговыми или правоохранительными органами посредством истребования сведений о хозяйственной деятельности контрагента, запрашивается информация о реальном исполнении заключенных договоров. В случае с фирмой однодневкой, не имеющей целью получения прибыли, а лишь использования в преступной схеме данные обстоятельства с легкостью устанавливаются, что влечет привлечение к ответственности.
- Сознательное разделение хозяйственной деятельности. При данной схеме налогоплательщик для снижения налогового бремени и использования упрощенной системы налогообложения или единого налога на вмененный доход, зная условия использования данных систем сознательно дробит бизнес. Что приводит к ситуации, когда документально осуществляется деятельность несколькими предпринимателями, хотя фактически прибыль получается одним лицом. В данном случае налоговым органом проверяется потенциальная связь между индивидуальными предпринимателя на одной торговой площади, в том числе ведение кассовой деятельности, использование данными лицами одного общего складского помещение, ведение общих расходов, родственные отношения, представительство одним ИП с иными хозяйствующими субъектами или государственными органами.
- Незаконное применение налоговых льгот. При данной схеме налогоплательщик используя ложную информацию, либо специальных контр агентов с целью получения налоговых льгот.
- Подмена одного договора другим. В налоговой практике нередко для получения налоговой выгоды стороны под видом одно сделки вступают в иные отношения, в частности используется схема для уменьшения налоговой базы заключения договора агентирования, при этом исполнение по данному договору возмездного оказания услуг либо подрядных работ, в данном случае налоговым органом путем проверки контрагента, а также результатов работ раскрывается данная схема. Поэтому важно пример уже на стадии ответа на требование налоговой о предоставлении документов думать о последствиях, а не надеяться на русский авось.
Следует учесть, что это лишь примерный перечень используемых схем, в наш век развития технологий, внедряются и применяются и иные схемы уклонения от излишнего налогообложения. Вот почему оценка налоговых рисков предприятия, анализ оптимизации налогообложения так помогает избежать проблем и выиграть прибыль, которая так важна каждому предприятию.
…если налог не уплатил ИП
Индивидуальные предприниматели не привлекаются к административной ответственности.
Это следует из примечания к ст. 15.3 КоАП РФ: административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в вышеупомянутой ст. 15.11 КоАП РФ, не применяется к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Кроме того, в самой ст. 15.11 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неуплату налогов, которая произошла из-за искажения данных бухучета, а ИП могут не вести бухучет.
Адвокат по уклонениям от уплаты налогов и ст. 199 УК РФ в Екатеринбурге
Невыплата налогов приводит к тому, что в казне может оказаться недостаточно средств на обеспечение безопасности, оборону, социальную сферу, здравоохранение и пр. Налоги от юридических лиц являются одним из важнейших элементов наполнения казны, поэтому уклонение от уплаты налогов юридическим лицом наказуемо.
Для защиты своих прав и обязанностей в налоговой сфере лучше советоваться с адвокатом, который поможет избежать притеснения и нарушение прав со стороны государства в лице налоговых органов, будет участвовать в разрешении налоговых споров в судах и правоохранительных органах.
Обратитесь к нам в Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург — мы встанем на защиту Ваших прав и интересов.
Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов… …физическим лицом (в том числе ИП)
За уклонение от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица – плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов, совершенное в крупном или особо крупном размере, ст. 198 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность.
Предпринимателя могут привлечь к уголовной ответственности по указанной статье, если неуплата налога произошла по одной из следующих причин: – непредставление налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых является обязательным; – включение в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений.
То есть если предприниматель верно определил сумму налога и отразил ее в отчетности, но в бюджет в срок не перечислил, то состав преступления, предусмотренный указанной статьей, будет отсутствовать и к уголовной ответственности ИП привлекаться не будет.
Статьей 198 НК РФ предусмотрен размер уголовной ответственности за неуплату налогов предпринимателем в крупном (ч. 1) и особо крупном (ч. 2) размере.
Вид уголовной ответственности | Ответственность за неуплату налогов | |
В крупном размере | В особо крупном размере | |
| От 100 000 руб. до 300 000 руб. | От 200 000 руб. до 500 000 руб. |
| За период от 1 года до 2 лет | За период от 18 месяцев до 3 лет |
| На срок до 1 года | На срок до 3 лет |
| На срок до 6 месяцев | – |
| На срок до 1 года | На срок до 3 лет |
В примечании 2 к ст. 198 УК РФ установлено следующее.
Крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 900 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 2 700 000 руб.
Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 4 500 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 13 500 000 руб.
К сведению
Согласно примечанию 3 к ст. 198 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное этой статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом сообразно НК РФ.
Отметим еще один момент, касающийся ответственности индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 15.1 ст. 101 НК РФ в случае, если налоговый орган, вынесший решение о привлечении физлица к ответственности за совершение налогового правонарушения, направил материалы в следственные органы, то не позднее дня, следующего за днем направления материалов, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан вынести решение о приостановлении исполнения принятых в отношении названного физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога, пеней, штрафа.
При этом течение сроков взыскания, предусмотренных НК РФ, приостанавливается на период приостановления исполнения решения о взыскании.
В случае если по итогам рассмотрения материалов будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или постановление о прекращении уголовного дела, а также если по соответствующему уголовному делу будет вынесен оправдательный приговор, налоговым органом возобновляется исполнение принятых в отношении этого физлица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога, пеней, штрафа.
В случае если действие (бездействие) физлица, послужившее основанием для привлечения его к ответственности за совершение налогового правонарушения, стало основанием для вынесения в отношении него обвинительного приговора, налоговый орган отменяет вынесенное решение в части привлечения физлица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Проще говоря, если индивидуальный предприниматель привлекается к уголовной ответственности, то налоговая инспекция отменит начисленный штраф, поскольку в силу п. 2 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
Когда назначат штраф за неуплату налогов
Для удобства налогоплательщиков каждому сбору посвящена отдельная глава НК РФ. В ней уточняется срок уплаты обязательных платежей, а также санкции за его несоблюдение. Например, налогу на прибыль организаций посвящена глава 25. Согласно ст. 287 НК РФ, юридические лица, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, должны рассчитываться с бюджетом ежемесячно — до 28 числа месяца, следующего за отчетным. Для налогоплательщиков, рассчитывающихся поквартально, установлен иной срок — не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Другой пример — для плательщиков налога на имущество — граждан. Владельцы квартир, домов и гаражей расплачиваются с бюджетом раз в год: полностью заплатить за прошлый год необходимо до 1 декабря следующего (ст. 409 НК РФ).
По истечении установленного законом срока и выявления недоимки (задолженности) ФНС выносит решение о привлечении неплательщика к ответственности, а также направляют требование об уплате обязательного платежа. То есть налоговики направляют извещение о необходимости расплатиться с бюджетом и одновременно привлекают к ответственности: выписывают штраф за несвоевременную оплату налогов, размер которого также предусмотрен НК РФ.
Возьмем те же примеры — налог на прибыль организаций и на имущество для физических лиц. В обоих случаях будут применяться санкции, предусмотренные ст. 122 НК РФ. Штраф за уклонение от уплаты налогов составляет от 20 до 40 процентов суммы, которая своевременно не попала в госказну. Дополнительно нарушителю назначат пени за неуплату налогов. Правда, их рассчитывают по итогам уплаты самой недоимки, поскольку пеня начисляется за каждый календарный день просрочки. На основании ст. 75 НК РФ, она составляет:
- для граждан, включая тех, кто получил статус ИП, — 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной в текущем периоде;
- для организаций — 1/300 ставки ЦБ РФ за просрочку сроком до 30 календарных дней (включительно) и 1/150 ставки, начиная с 31-го дня.
…организацией-налогоплательщиком
За уклонение от уплаты налогов, сборов и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией, совершенное в крупном или особо крупном размере, ст. 199 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность. При этом уголовная ответственности по указанной статье наступает, если неуплата налога произошла по одной из следующих причин:
– непредставление налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых является обязательным; – включение в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений.
Частью 1 ст. 199 НК РФ предусмотрен размер уголовной ответственности за неуплату налогов (сборов) в крупном размере, а ч. 2 – за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере.
Вид уголовной ответственности | Ответственность за неуплату налогов | |
В крупном размере | В особо крупном размере | |
| От 100 000 руб. до 300 000 руб. | От 200 000 руб. до 500 000 руб. |
| За период от 1 года до 2 лет | За период от 1 года до 3 лет |
+ Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью | На срок до 2 лет На срок до 3 лет или без такового | На срок до 5 лет На срок до 3 лет или без такового |
| На срок до 6 месяцев | – |
+ Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью | На срок до 2 лет На срок до 3 лет или без такового | На срок до 6 лет На срок до 3 лет или без такового |
В примечании 1 к ст. 199 УК РФ установлено следующее.
Крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5 000 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 15 000 000 руб.
Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15 000 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 45 000 000 руб.
К сведению
Согласно примечанию 2 к ст. 199 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное обозначенной статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом сообразно НК РФ.
Об основаниях для возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям
С 7 декабря 2011 года поводом для возбуждения уголовного дела по статьям 198 — 199.2 УК РФ могло стать только вступившее в силу Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения, сумма недоимки по которому достаточна для возбуждения уголовного дела. При этом материалы проверок, послужившие основанием для вынесения такого решения, налоговый орган должен был направлять в Следственный комитет только в случае, если налогоплательщик (налоговый агент) не уплатил доначисленные по решению налоги и сборы более двух месяцев с даты истечения срока по соответствующему требованию.
Но такой порядок просуществовал недолго. С конца 2014 года поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях могут стать уже не только материалы, полученные из налоговых органов выше указанным путем, но и заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников (в том числе из средств массовой информации), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.
Что в итоге? Для принятия решения, возбуждать уголовное дело или нет, следователю нет прямой надобности дожидаться результатов проверок налоговых органов, в его компетенции определить наличие признаков налогового преступления и ущерб от его совершения самостоятельно, в частности, исходя из данных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), проведенных сотрудниками полиции.
И это полбеды. Отсутствие привязки возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям к вступившему в силу решению налогового органа по результатам соответствующей проверки позволяет возбуждать уголовные дела, проводить следственные мероприятия и привлекать к уголовной ответственности за налоговые преступления до 10-летней давности, теперь это не ограничено сроками выездных налоговых проверок, глубина которых не превышает трех лет, предшествующих году, в котором проверка начата. Отсутствие такой связи существенно усложняет, если не исключает, и ранее имевшуюся возможность избежать уголовного преследования путем уплаты сумм недоимки, пеней и штрафов по решению налогового органа.
Например, в ситуации, когда налоговая проверка не была открыта, а сумму недоимки предъявляет следователь, налогоплательщик такой возможности лишается. Оспаривать предъявленную сумму придется в суде общей юрисдикции в рамках уголовного дела.
Особенности порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям:
При поступлении сообщения о налоговом преступлении от органов дознания (от полицейских проводивших ОРМ), следователь в соответствии с УПК РФ обязан не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направить в налоговый орган (региональное управление ФНС РФ) копию этого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. Налоговый орган в течение 15 суток с момента получения материалов, должен рассмотреть их и направить в ответ следователю:
- заключение о нарушении законодательства;
- или информацию о том, что указанные в сообщении обстоятельства были предметом проверки, о результатах такой проверки;
- или информацию об открытой проверке в отношении интересующего следователя налогоплательщика, по которой еще нет решения;
- или, в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки, информацию об отсутствии сведений о нарушении налогового законодательства.
Получив заключение (информацию) от налогового органа, следователь должен принять процессуальное решение:
- о возбуждении уголовного дела в порядке;
- или об отказе в возбуждении уголовного дела;
- или о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд.
Такое решение должно быть принято не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении, и уголовное дело о налоговых преступлениях, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа какой-либо информации, просто при наличии у него «повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления». Новые положения УПК РФ не предусматривают никаких обязательных проверок со стороны налогового органа правильности расчета ущерба или оснований привлечения к ответственности по существу, налоговый орган просто выдает информационные справки Следователю (в прямом смысле).
Т.е. вся переписка между следователем и налоговым органом фактически представляет собой ни к чему не обзывающую их формальность. Причем эта формальность предусмотрена только для случаев поступления сообщений о преступлениях из органов дознания, направление каких-либо материалов в налоговые органы при получении сообщений непосредственно следственным органом или от прокурора не предусмотрено.
В таких условиях не стоит ожидать, что увеличение количества возбуждаемых уголовных дел по налоговым составам будет происходить за счет улучшения качества выявления и расследования злоупотреблений, а не за счет широты оснований для возбуждения дел.
Инициирование возбуждения уголовных дел со стороны налоговых органов:
Налоговые органы по-прежнему обязаны направлять свои вступившие в силу Решения о привлечении к ответственности в Следственный комитет, сумма налоговой недоимки по которым установлена в достаточном размере для возбуждения уголовного дела, и она не уплачена налогоплательщиком в течении двух месяцев с даты истечения срока уплаты по соответствующему требованию.
Но с учетом озвученных поправок в УПК, налоговый орган теперь не ограничен этой обязанностью, он может предоставить в следственные органы и данные, например, лишь о предполагаемом налоговом правонарушении, содержащем признаки преступления, собранные на этапе предпроверочного анализа или в ходе прочей текущей аналитической и контрольной работы.
Налоговые органы стали активно пользоваться тем, что их вступившее в силу решение теперь не единственный документ, который может послужить поводом для возбуждения уголовного дела.
После принятия Определения ВС РФ от 27.01.2015 № 81-КГ14-19, у налоговых органов появился один серьезный инструмент для взыскания недоимок непосредственно с контролирующих организацию физических лиц в рамках уголовного судопроизводства. Ранее суды не признавали возможность взыскания ущерба с физического лица, признанного виновным в совершении уголовного преступления, выразившегося в неуплате организацией, которую он контролировал, установленных налогов и сборов в крупном или особо крупном размере. Данная позиция была основана на том, что юридическое лицо является самостоятельным субъектом, отвечающим по своим обязательствам всем своим имуществом, поэтому неуплата налога, допущенная со стороны юридического лица, не может квалифицироваться как ущерб, причиненный государству действиями ее руководителя и (или) учредителя.
Верховный суд решительно поменял эту практику своим Определением, указав в нем, что
ответственным за возмещение ущерба Российской Федерации в виде неуплаченных организацией налогов, в том числе неправомерного возмещения из бюджета НДС, может быть признано физическое лицо, привлеченное к уголовной ответственности за данное правонарушение.
Прежние ссылки нижестоящих судов на положения ст. 45 и ст. 143 НК РФ, строго устанавливающих круг налогоплательщиков и порядок исполнения налоговых обязательств, как основание для отказа возмещения ущерба бюджету таким способом, Верховный суд признал несостоятельными, поскольку в рассматриваемом случае речь идет не о взыскании налогов, а о возмещении ущерба, причиненного преступлением.
В связи с чем схема взыскания доначислений по налоговым проверкам стала выглядеть следующим образом:
Если организация не обжаловала в суде результаты проверки или суд поддержал налоговую инспекцию и признал организацию виновной в совершении налогового правонарушения, инспекция может, в случае неуплаты доначислений налогоплательщиком, прибегнуть к процедуре банкротства и заявить о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.
В то же время, если налоговое правонарушение содержит в себе признаки уголовного преступления, то контролирующие организацию лица обязаны будут возместить причиненный своими действиями ущерб бюджету в рамках уголовного дела. Мало того, с учетом позиции Конституционного суда обязанность возместить причиненный ущерб бюджету сохранится, даже если в отношении контролирующих лиц (директор, учредитель, член Совета директоров) уголовное дело было прекращено по так называемым нереабилитирующим основаниям — вследствие истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности (по ч.1 ст.199 УК он составляет всего 2 года) или вследствие акта амнистии.
Все эти открывшиеся возможности стали побуждать налоговые органы активно инициировать уголовные дела в отношении налогоплательщиков.
Административная ответственность
Общие условия административной ответственности за неуплату налогов те же:
- презумпция невиновности;
- за одно и то же правонарушение лицо может быть привлечено только один раз;
- все сомнения толкуются в пользу лица;
- необходимо соблюдать процессуальный порядков привлечения к ответственности.
Нарушения по уплате налогов и соборов содержатся в статьях 15.3 – 15.9, а также 15.11 КоАП РФ.
По административному законодательству привлекаются к ответственности должностные лица. Это не исключает налоговой ответственности и применения штрафа по НК РФ в отношении организации, представителем которой это лицо является.
Субъектом административных нарушений не могут быть граждане, в том числе и ИП (исключение – ст. 15.6). Речь идет только управляющий персонал организации, который распоряжается, управляет имуществом, ведет отчетности (ст. 2.4 КоАП РФ).
Основанием для привлечения к ответственности по административному законодательству является протокол о нарушении. Он составляется сотрудниками ИФНС. Лицо, в отношении которого проводилась проверка и оформлен протокол, имеет полное право знакомиться со всеми материалами проверки, обжаловать их в суд.
Наиболее частыми административными правонарушениями в сфере налогообложения являются:
1. нарушение сроков постановки на учет в налоговый орган. Статьей 15.3 КоАП РФ предусмотрен штраф 500-1000 рублей, а для тех, кто в такой «безучетный» период вел свою деятельность, размер штрафа возрастает до 3000 рублей. Впервые привлеченным по такой статье должностным лицам может быть объявлено только предупреждение без применения штрафной санкции. Но если нарушение срока постановки не превышает 2-3 недель.
Указанная норма административного законодательства «отсылает» к статьям 23,83 НК, в которых говорится о правилах постановки на учет организаций и индивидуальных предпринимателей. Так, организация обязана встать на учет в ИФНС по месту нахождения в течение 10 суток после регистрации. При нарушении этого требования должностное лицо юридического лица подлежит привлечению к ответственности по ст. 15.3 КОАП РФ, что не исключает применение налоговой санкции по ст. 116 НК РФ к самому предприятию.
2. нарушение сроков отчетности (то есть, подачи декларации) в ИФНС. Статьей 15.5 КоАП РФ предусмотрена мягкая санкция – предупреждение или штраф 300-500 рублей. Обычно виновным по данной норме признается главный бухгалтер или другое лицо, на кого возложена функция предоставления декларации в инспекцию. Кроме того, физические лица несут ответственность за те же действия и на основании ст. 119 НК РФ.
3. отказ в предоставлении документов, необходимых сотрудникам ИФНС для осуществления контрольных мероприятий налогового характера. Это статья 15.6 КоАП РФ со штрафом для должностных лиц в размере 300-500 рублей. Кроме того, в части 1 ст. 15.6 КоАП РФ отдельно есть штраф и для физических лиц, в том числе и предпринимателей в сумме 100-300 рублей.
Суть правонарушения в полном или частичном отказе предоставить документы, необходимые налоговой инспекции для проверки. В налоговом кодексе есть специальная процедура – налогоплательщику вручается требование о предоставлении сведений в срок 10 рабочих суток со дня его получения.
После истечения 10-дневного срока, в случае непредоставления информации применяются меры ст. 15.6 КоАП РФ. Административное производство возбуждается даже когда документы были предоставлены, но несвоевременно или с искаженными сведениями.
4. существенные нарушения ведения бухучета. Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрен штраф в размере от 5000 до 10000 рублей (от 10000 до 20000 рублей при повторном в течение года нарушении аналогичного характера). Речь идет о несоблюдении Закона РФ № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» касаемо оформления первичных учетных и иных документов.
В случае неправильного заполнения форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина РФ, в отношении должностного лица может быть возбуждено административное производство по ст. 15.11 КоАП РФ. Если такие действия исказили отчетность более чем на 10%. Понятно, что по данной норме КоАП РФ в основном, привлекаются бухгалтеры.
Вопрос: Как быть, если штатного бухгалтера в организации нет и отчетностью занимается сторонний специалист, работающий по договору?
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, в таких случаях несет ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ руководитель юридического лица, поскольку на нем лежит обязанность контроля за предприятием в целом.
Вопрос о привлечении должностных лиц к ответственности по перечисленным статьям КоАП РФ рассматривается судами, протоколы составляются сотрудниками ИФНС.