Что должно содержать в жалобе?
Процесс составления, подачи и рассмотрения жалобы затронут в нескольких нормативных актах. Это статья 105 и 106 закон 44-ФЗ, приказ ФАС от 19.11.14 № 727/14 и документ от 10.04.2014, размещенный на сайте службы, который так и называется «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок».
О том, что в обязательном порядке должно быть включено в жалобу, сказано в пункте 8 статьи 105 закона 44-ФЗ. Помимо наименования, адресов, телефонов и прочих контактов заявителя и нарушителя, необходимо указание на закупку. В письме Минэкономразвития от 29.07.2015 № Д28и-2221 даны пояснения о том, что жалоба может быть подана на конкретную закупку. Это значит, что не следует включать в нее указание на несколько закупок одного заказчика, иначе ФАС может вернуть ее без рассмотрения.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Кроме того, в обязательном порядке нужно указать, какие именно действия либо бездействия заказчика обжалуются. В антимонопольной службе считают, что нужно прямо указывать нормы законодательства, которые заказчик нарушил. Как показывает практика, иначе ФАС может и не принять жалобу к рассмотрению. И хотя в практике судов есть противоположные решения, во избежание обращения к арбитрам надежнее изложить в жалобе, каким нормам закупочного законодательства не соответствуют действия заказчика.
Например, в жалобе участника может содержаться указание, что в определенной закупке заказчик допустил следующие нарушения при формировании документации:
- Возложил на победителя электронного аукциона обязанность в письменном виде требовать возвращения денежных средств, уплаченных им в качестве обеспечения контракта. Тем самым заказчик нарушил статью 34 закона 44-ФЗ, в силу которой он обязан вернуть обеспечение контракта по истечении указанного в нем срока безо всякого требования со стороны исполнителя.
- Установил дополнительные требования о представлении информации о выручке поставщика, размерах и стоимости активов, доходах учредителей и иные, не предусмотренные частью 5 статьи 66 закона 44-ФЗ.
Как показывает практика ФАС, подобные доводы признаются обоснованными, и содержащие их жалобы поставщиков удовлетворяются (например, решение Красноярского УФАС России от 06.06.2016 № 796).
В каких случаях обращаются в антимонопольную службу
Антимонопольное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих правоотношения деятельности организаций в области рекламы, контрактной системы, закупки товаров, работ и услуг отдельными юрлицами, градостроительной деятельности. Юридический статус разъяснений ФАС характеризуется как правовая позиция государственного органа, не являющаяся нормативно-правовым актом. Среди оснований обращения выделим следующие:
- разъяснения правовых норм (со вступлением в силу новых норм права у юридических и физических лиц возникают вопросы относительно их применения. ФАС РФ как орган государственной власти ведет разъяснительную работу относительно правильности применения нового федерального законодательства. Например, в связи с изменениями в Законе о рекламе ФАС России излагает свою позицию в письме от 14.01.2021 № АК/1262/21 на основании поступившего запроса);
- резкое изменение экономической ситуации (субъекты правоотношений обращаются за разъяснениями в связи с резким изменением экономических отношений. Таким примером послужило начало коронавирусной инфекции (COVID-19). На основании многочисленных запросов ФАС РФ подготовил Письмо от 18.03.2020 № ИА/21684/20 о разъяснении по закупкам у единственного поставщика);
- разъяснение правовой позиции (единообразное применение практики и формирование правильного поведения при участии в экономических правоотношениях — письмо ФАС России от 19.01.2021 № МЕ/2540/21).
Обязательность рассмотрения запросов установлена ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Это относится и к антимонопольному органу. Ответы ФАС и управлений, входящих в структуру органа, носят информационно-разъяснительный характер.
Чего требовать?
Статьей 106 закона 44-ФЗ установлено, какие права есть у антимонопольных органов в отношении заказчика, на которых подана жалоба. Исходя из этого, поставщику уместно требовать чтобы ФАС:
- приостановила процедуру определения поставщика либо отменила его результаты;
- провела внеплановую проверку закупочной деятельности заказчика;
- выдала заказчику предписание устранить нарушения.
Что касается последнего пункта, то оно может быть устранено, например, отменой заказчиком своего решения об отклонении заявки участника, внесением изменений в закупочную документацию и другими путями, в зависимости от типа допущенного нарушения.
Сроки рассмотрения и принятия судом решений
С момента, когда выдано предписание или принято решение антимонопольным органом, на него можно подать жалобу в течение трех месяцев. Аналогичный срок обжалования действий и бездействия ФАС в арбитражном суде. Дата изготовления судебного решения совпадает с датой его принятия. Для составления полного текста документа отводится десять дней с момента провозглашения резолютивной части. Если обжалование решения ФАС в арбитражном суде имеет отношение к антимонопольному законодательству, оно оглашается сразу. Все стороны процесса получают экземпляры. Истечение срока исковой давности начинается с момента, кода субъект хозяйствования узнал о нарушении своих интересов. Наличие уважительных причин пропуска позволяет восстановить срок обращения, что исключено во внесудебном порядке. Для обжалования в апелляционной инстанции отводится один месяц с момента принятия решения судом первой инстанции. На официальном сайте ФАС подача жалобы и способы оспаривания описаны максимально детально.
Что приложить к жалобе?
Возвращаемся к статье 105 закон 44-ФЗ, в части 9 которой говорится о прилагаемых к жалобе документах. Правда, сказано немного: необходимо приложить документы, которые бы обосновали жалобу, а также перечень этих документов. Специалисты рекомендуют поставщикам прикладывать к жалобе все документы, на которые они ссылаются.
Например, если заказчик допустил нарушение при формировании закупочной документации, нужно приложить эту документацию. Если оспаривается решение заказчика — приложить копию этого решения. Кроме того, целесообразно приложить любые документы, которые, по мнению заказчика, могут свидетельствовать о том, что его жалоба обоснована.
Если жалоба подписывается лично директором поставщика, то следует также предложить решение и приказ о его назначение на должность. Если стоит подпись уполномоченного лица — доверенность, которой оно наделено этими полномочиями.
Следует учесть, что в соответствии с позицией ФАС и Минэкономразвития, отсутствие подтверждающих документов не может являться основанием для возврата жалобы без рассмотрения (письмо МЭРот 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо ФАС от 13.10.2014 № ИА/41224/14). А в отдельных случаях такие документы и вовсе не могут быть представлены. Например, если поставщик жалуется на неполное размещение заказчиком проектно-сметной документации.
Судебный порядок обжалования
Практика показывает, что обжалование решений ФАС в судебном порядке эффективнее других вариантов. Но у этого способа есть недочеты, и один из них – затраченное время. При этом досудебный порядок урегулирования необязателен. Обжалуются действия, бездействие, решения, предписания. Последние всегда приостанавливаются на период разбирательства. Действует общее правило территориальной подсудности. Заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. Применяются правила рассмотрения искового производства, однако со своей спецификой. Так, если происходит обжалование решения ФАС в арбитражном суде, бремя доказывания законности возлагается на орган власти. Предусматривается оплата государственной пошлины. Ответчиками могут выступать не только отдельные лица, но и коллегиальные органы. Активная позиция заявителя и грамотное составление процессуальных документов играют ключевую роль. Процесс проводится с учетом общих принципов состязательности и равенства сторон. Могут подаваться возражения, ходатайства. Юридическая поможет выстроить оптимальную стратегию защиты.
Когда подавать жалобу?
Если поставщик жалуется на положение закупочной документации, обращение в ФАС необходимо направить до окончания срока подачи заявок. Жалоба на действие либо бездействие заказчика или уполномоченных органов и учреждений подается не позднее чем через 10 дней после того, как в ЕИС размещен протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, запросе котировок либо протокол запроса предложений. Если закупка проводится в форме электронного аукциона, то жалоба подается не позднее 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения его итогов.
Когда поставщик жалуется на нарушения, которые заказчик допустил при рассмотрении вторых частей заявок, подать жалобу необходимо до заключения контракта. А в том случае, если подается жалоба на решение ЭТП, связанное с аккредитацией участника, то с момента обжалуемых действий до подачи жалобы не должно пройти более 30 дней.
Если указанные сроки прошли, то поставщик может обращаться только в суд.
Как направить обращение в ФАС на сайте госуслуг
Вот инструкция, как происходит подача жалобы в ФАС по 44 ФЗ в электронном виде.
1. Перейдите в ЛК.
2. Выберите среди .
3. Перейдите по ссылке «Устранение нарушения антимонопольного законодательства». Здесь описывается, как получить услугу.
4. Нажмите на «Получить услугу».
5. Внесите сведения в пустые поля.
6. Отправьте обращение.
Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы.
При этом проверяется соответствие всех действий (бездействия) Заказчика, оператора электронной площадки, в том числе не указанных в жалобе, а также всех документов по организации и проведению торгов или запроса котировок, относящихся к размещению заказа, являющегося предметом жалобы, требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.
3.33. Комиссия при рассмотрении жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки заслушивает пояснения сторон, заинтересованных и привлеченных лиц, а также передает копии пояснений и возражений на жалобу, представленных в письменной форме, представителям сторон и заинтересованных лиц, присутствующим на заседании Комиссии, испрашивает необходимые документы для ознакомления. Комиссия вправе получать объяснения сторон, заинтересованных и привлеченных лиц по фактам, изложенным в жалобе, а также иным вопросам, связанным с размещением заказа, совершать иные действия, направленные на всестороннее рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки.
3.34. Комиссия по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе может объявить перерыв в заседании Комиссии. При этом необходимо учитывать, что жалоба должна быть рассмотрена в срок, не превышающий пять рабочих дней со дня ее поступления в контролирующий орган. Объявление перерыва на срок, в результате которого общий срок рассмотрения жалобы превысит пять рабочих дней, не допускается.
При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с того момента, на котором заседание было прервано.
В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии или на заседание Комиссии явилась одна из сторон (Заказчик, оператор электронной площадки, заявитель), отсутствовавшие на заседании до объявления перерыва, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.