Обязанности инспектора ДПС при остановке автомобиля

К сожалению, правовая грамотность населения до сих пор оставляет желать лучшего. И хотя ситуация всё же не столь пессимистична, как в советские времена, но, строго говоря, разбираться во всех тонкостях законодательства – это работа профессиональных юристов, учитывая, что законы меняются достаточно часто. Особенно – если речь идёт о правилах дорожного движения: здесь за всеми нововведениями не всегда поспевают даже сотрудники ГИБДД, что уж тут говорить о рядовом автомобилисте.

Между тем, если вас останавливает человек в полицейской форме с жезлом в руке, знать свои права и обязанности просто необходимо. И не только это, поскольку здесь существует множество нюансов, опосредованно влияющих на сценарий вашего общения с представителем власти.

В принципе инспектор при остановке ТС обязан руководствоваться определёнными процессуальными правилами и административным регламентом, но на практике часто отступает от этих норм, особенно если видит, что водитель не знает, как себя вести и какими правами обладает.

Мы постараемся изложить все аспекты, касающееся действий автовладельца при остановке автотранспортного средства инспектором ДПС .

Основания для остановки автотранспортного средства

Начнём с азов – в каких случаях остановка вашего авто инспектором ГИБДД правомерна. Этот аспект подробно рассматривается в Приказе №0185 МВД РФ (пункт 063).

В частности, основаниями для таких действий являются следующие причины:

  • вы нарушили один из пунктов ПДД, и это нарушение было зафиксировано инспектором с использованием технических спецсредств (радар, видеокамера) либо визуально;
  • если у представителя власти имеется информация о возможной причастности водителя/владельца автотранспортного средства или его пассажиров к ДТП, если они подозреваются в совершении криминального/административного правонарушения. Источником такой информации может являться внутренняя ориентировка, данные, переданные дежурным, а также свидетельские показания обычных граждан (например, при совершении ДТП) или видеоданные, зафиксировавшие момент совершения правонарушения;
  • если у инспектора имеются данные, указывающие, что остановленное им ТС угнано/находиться в розыске. Источником такой информации могут быть те же ориентировки, переданные дежурным оперативные данные и т.д.;
  • если находящиеся в автомашине могут являться потенциальными свидетелями ДТП или любого другого правонарушения/преступления;
  • если представитель власти ищет понятого, в качестве которого должно быть взято незаинтересованное (случайное) лицо;
  • для выполнения инспектором ГИБДД действий распорядительно-регулировочного характера;
  • если возникла необходимость в предоставлении автомашины для нужд ГИБДД либо врачей;
  • для оказания неотложной помощи полицейским при исполнении или пострадавшим в ДТП лицам, а также при совершении иных правонарушений.

Отметим, что останавливать автомашину для проверки документов у всех внутри сидящих разрешается только на оборудованных постах ГИБДД (пункт 063 абзац 010 Приказа МВД).

Если ИДПС остановил вас и не пожелал озвучить причину остановки ТС (например, необходимость привлечения кого-нибудь в качестве понятого), смело можете отказаться от просьбы и тем более требования предъявить документы вне поста ГИБДД. Если в качестве причины названо наличие ориентировки, вы вправе попросить предъявить её с целью ознакомления. В случае отказа вы также можете не показывать свои документы.

Перед тем, как давать советы водителям, не знающим, как разговаривать с инспектором ДПС, мы опишем, где и как можно останавливать машину, если вы увидите взмах жезла. Прежде всего, вам нужно быть уверенным, что останавливают именно вас. Если есть сомнения, смело проезжайте мимо, но смотрите в зеркало заднего вида, не машет ли вам ИДПС вслед.

Помните, что останавливаться где попало нельзя – сотрудник ГИБДД должен вам показать, где конкретно ставить машину (пункт 065). Нельзя останавливаться в местах, где это запрещено соответствующей разметкой и знаками (пункт 066). Но есть и исключения:

  • если ТС останавливается для недопущения совершения правонарушения;
  • если есть необходимость совершения действий распорядительно-регулировочного характера;
  • для предотвращения угрозы (мнимой или реальной) причинения ущерба здоровью/имуществу других участников ДД;
  • если приказ остановиться подан патрульной машиной с включёнными звуковыми/световыми сигналами.

Если автомашина нужна сотруднику ДПС для выполнения неотложных служебных обязанностей, он должен сообщить водителю маршрут следования, цель поездки, а также сообщить об ответственности, если автовладелец не удовлетворит его требование, и не садиться за руль (управлять автомашиной должен только водитель). Если заявленная цель – погоня за лицами, совершившими преступления, вы можете отказаться от предоставления своего авто – в соответствии с пунктом 068 погоня осуществляется только на служебном транспортном средстве.

Сотрудник полиции может потребовать уступить ему место за рулём, если в соответствии с пунктом 126 Админрегламента водителя следует отстранить от управления автомашиной.

Если водитель из-за использования его машины сотрудником ГИБДД опоздал на работу, оно может попросить ИДПС выдать соответствующую справку, а также сделать пометку в ПЛ с указанием длительности поездки, пройденного машиной пути, своей должности, ФИО, наименования подразделения ГИБДД, № служебного удостоверения.

Сотрудники полиции в определённых ситуациях могут осуществлять принудительную остановку автотранспорта с использованием:

  • соответствующих техсредств (служебное оружие, электрошокеры, баллончики с газом, дубинки).
  • подачи спецсигналов (жесты регулировщика, сигналы светофора), запрещающие движение;
  • перекрытия дороги патрульной автомашиной с обязательными включёнными проблесковыми маячками.

Порядок остановки машины сотрудником ГИБДД


Жест сотрудника ГАИ должен быть понятным для водителя
В отличие от старого регламента по новому документу работники ГИБДД уполномочены останавливать транспорт в любом месте, за исключением участков, где остановка под запретом.

Об этом высказался автомобильный эксперт Игорь Моржаретто:

В прошлом регламенте формально запрещалась остановка вне стационарных постов без причины. Но тут же называлась дюжина причин, по которым можно остановить. Например, проведение спецопераций или если водитель нарушил ПДД. И сейчас сотрудник ДПС всегда найдёт повод остановить автомобиль, если ему это понадобится. Но если нет, то проезжай свободно.
Игорь Моржаретто
https://www.m24.ru/articles/avto/20102017/151269?utm_source=CopyBu

Требование об остановке сотрудник ДПС должен донести до водителя в понятной форме — словесно или с помощью жестов. При этом инспектор должен показать, где именно водителю следует остановиться.
Для этого могут использоваться:

  • громкоговоритель;
  • жезл или иное приспособление.

Для привлечения внимания могут применить свисток или какой-нибудь световой сигнал. Наличие светового сигнала обязательно при остановке транспорта в тёмное время.

Общие правила общения с инспектором ДПС

Далеко не всегда остановка транспортного средства связана с явным нарушением ПДД, хотя можно назвать справедливым и обратное высказывание – вряд ли можно найти хотя бы одну машину, которая формально соответствует всем без исключения пунктам Правил. Так что в большинстве случаев водители не в курсе, чем вызвано повышенное внимание к их персоне или автомобилю со стороны сотрудника дорожной полиции.

Поэтому первое правило при общении с инспектором ГИБДД – поинтересоваться причиной остановки машины. Сделать это нужно в вежливой форме в виде устного вопроса, снимать диалог на камеру и дождаться ответа.

Если он показался вам слишком размытым, если инспектор ссылается на какие-то нормативные акты, которых вы не знаете, попросите уточнить номер конкретного документа, пункты которого вы нарушили. Если причина остановки так и осталась невыясненной, её вполне можно рассматривать как незаконную.

Кроме выяснения статьи КоАП или номера пункта ПДД, в соответствии с которыми вы и были остановлены, следует выяснить, какое наказание предусматривается за это нарушение. Ответ также следует запротоколировать собственными средствами фиксации, будь то диктофон или камера смартфона.

Одно из основных прав водителя при общении с инспектором ДПС – требовать показать служебное удостоверение, и обязательно – в развёрнутом виде. Если вам предъявят не официальный документ, а что-то наподобие справки, или вообще откажутся выполнять вашу просьбу – можете смело покинуть место конфликта (разумеется, если ваш разговор будет запечатлён на цифровом носителе).

Можно также прямо на месте позвонить на 102 и сообщить о неправомерных действиях якобы сотрудника ГИБДД, сообщив о наличии записанного разговора (а ещё лучше – передать им его) и отметить, что, опасаясь за свою жизнь, вы не подчинились требованиям и уехали.

Узнать причину остановки

Регламент гласит, что сотрудник ГИБДД прежде всего должен представиться и объяснить причину остановки.

Их может быть немало: от зарегистрированного нарушения ПДД до проверки документов водителя (права, страховка), пассажиров или проводимого рейда.

Важный нюанс: водителю нет необходимости расспрашивать инспектора, тот должен обстоятельно объяснить все сам.

Нужно ли автовладельцу выходить из машины

С октября 2021 года начал действовать новый админрегламент МВД РФ, который, хотя и регламентировал действия только сотрудников ГИБДД и других силовых структур, вызвал множество домыслов и недоразумений в водительской среде, которые подогревались не совсем профессиональной трактовкой нормативного документа со стороны автоэкспертов и даже юристов.

В частности, в административном регламенте отсутствует пункт, который бы разрешал водителям, которых остановили, снимать на камеру действия сотрудников правоохранительных органов. В этой связи возникли подозрения, что такие действия отныне действительно запрещены, но оказалось, что это неверная трактовка.

Как и другой слух – что в соответствии с пунктом 093 того же Приказа №664, водители обязаны по требованию ИДПС выходить из автомобиля. В документе об этом говорится следующее: сотрудник дорожно-патрульной службы может предложить водителю выйти из ТС в следующих случаях:

  • если у сидящего за рулём обнаружены признаки алкогольной интоксикации и/или болезни, затрудняющей управление транспортом;
  • для осуществления сверки номеров узлов автотранспортного средства с данными внесёнными в регистрационное свидетельство (процедура должна проводиться в присутствии автовладельца или водителя);
  • если водитель должен принять участие в совершении процессуальных действий, если необходима его помощь касательно других участников ДД, или если требуется помощь сотрудникам ГИБДД;
  • для устранения обнаруженной инспектором неисправности автотранспортного средства;
  • в случае нарушения автовладельцем правил перевозки грузов;
  • если поведение водителя угрожает безопасности сотрудника полиции.

Впрочем, в отношении прежней редакции Приказа в этом пункте нет никаких изменений. И всё же ряд СМИ поспешило заявить, что теперь водители обязаны по требовании. Должностного лица немедленно выйти из автомашины.

Это не совсем так. Дело в том, что в техрегламенте указано буквально следующее: «…сотрудник вправе предложить…», то есть это вовсе не требование. А значит, у водителя не возникает и встречных обязанностей, поэтому он вполне может проигнорировать слова инспектора, если посчитает нужным.

Это – прямой и однозначный ответ на вопрос, как себя вести, если автовладельца остановил инспектор ГИБДД. Тем более, что данный техрегламент относится к внутренним документам, касающимся сотрудников полиции, а не рядовых участников дорожного движения.

Впрочем, подразделы статьи 027 КоАП всё же регламентируют случаи, когда водителю придётся подчиниться и покинуть транспортное средство:

  • при составлении админпротокола о задержании (ст. 027.04);
  • при составлении протокола о досмотре ТС (ст. 027.09);
  • при составлении протокола об отстранении автовладельца от управления ТС (ст. 027.12).

Правила поведения для водителей при остановке сотрудником ГИБДД

Настоятельно рекомендуется водителям выполнять требования об остановке. Автомобиль всё равно остановят: на следующем посту или с использованием патрульной машины. Игнорирование этого правила будет расцениваться не в пользу водителя, а объяснения вроде «не видел, не понял, не заметил» не исправят ситуацию.

Необходимо придерживаться спокойного и вежливого поведения, без заискивания и суетливости. Без соответствующих просьб выходить из машины не нужно.

Если же водителя остановили в целях движения на его автомобиле, то ему просто нужно с этим смириться и позволить использовать транспортное средство. Возможно, он и сам и будет управлять машиной в указанном направлении.

Как должен обращаться инспектор ДПС


Водитель может попросить сотрудника ГИБДД показать удостоверение, чтобы убедиться в том, что он общается именно с ним
Как уже сказано, после остановки нужно спокойно дождаться сотрудника ГИБДД. Тот обязан представиться, то есть сообщить фамилию, должность, объяснить причину остановки и попросить представить документы. Если водитель потребует, инспектору следует предъявить своё удостоверение.

Если речь идёт о подозрении в правонарушении либо о привлечении участников движения свидетелями или понятыми, им должны быть разъяснены права и обязанности.

Чего не должен делать сотрудник ГИБДД

А вот действия, которые под запретом для сотрудников:

  • проявление грубости, оскорбление. Сотрудник ГИБДД также должен воздерживаться от нравоучений и неуместных замечаний;
  • принятие денег или других вещей и предметов;
  • остановка там, где запрещено, за исключением чрезвычайных обстоятельств;
  • нанесение пометок в документах водителя, кроме специально отведённых мест для этого;
  • указание в документах несуществующих фактов и любая другая фальсификация бумаг.

Всегда ли проверяют документы

Как правило, любая остановка сопровождается проверкой документов. С одной стороны, без причины инспектор не может потребовать документы. Случаи, когда это допускается, прописаны в упоминаемом регламенте. С другой стороны, формулировка пункта 107 позволяет обосновать это требование практически всегда. Итак, пункт 107 разрешает проверять документы, если:

  • выявлены признаки нарушения водителем правил или требуется составить протокол об административном нарушении;
  • известно о подделке документов;
  • есть информация о возможном преступлении, совершённом водителем, или о его нахождении в розыске.

Водитель должен не просто показать документы, но и передать их в руки инспектору. Такое требование установлено и ПДД. При этом права и другие документы нужно достать из обложки, в самих документах не должно быть никаких денег, бумажек и прочего.

Инспектор может ограничиться проверкой документов на месте, а может забрать их с собой в служебную машину для уточнения данных об участнике движения при помощи автоматизированных баз данных. Однако инспектор не может удерживать документы долгое время без причин. Если водителю долго не возвращают права, он может обратиться к сотруднику и поинтересоваться о причинах удержания документов. Вопрос о подразделении, в котором работает сотрудник, а также запись этого разговора на видео вполне могут сыграть роль «ускорителя».

Можно ли снимать на видео или записывать на диктофон разговор с инспектором

Много недоразумений вызывает вопрос о возможности записи общения с инспектором на видео или диктофон.

В регламенте нет нормы о запрете записи. Однако часто в практике преобладает иной принцип правоприменения: запрещено всё, что прямо не разрешено. Об этом высказался руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев:

«В административном регламенте убрали норму, чтобы сотрудники ГИБДД не препятствовали видеосъёмке. Раньше сотрудник ГИБДД не имел права запрещать съёмку. А сейчас может сказать: я запрещаю вам снимать себя: я стесняюсь. И вы обязаны убрать видеокамеру. Если не уберёте, вам грозит статья 19.3».
https://www.m24.ru/articles/avto/20102017/151269?utm_source=CopyBuf

Вывод такой: водитель может записывать происходящее на видео, но ему придётся прекратить запись, если инспектор станет прямо возражать.

Обязательно ли при разговоре с инспектором открывать окно или выходить из машины

Обычно разговор и проверка документов происходят в месте остановки через открытое окно автомобиля. Водителю необязательно выходить из машины, но это не запрещено.

Выйти из машины придётся, если об этом попросит инспектор. Это допускается, если:

  • у водителя имеются признаки употребления алкоголя или других запрещённых веществ;
  • состояние здоровья водителя вызывает опасения;
  • необходимо провести обследование транспорта или досмотр самого водителя, сверить номера двигателя или кузова автомобиля с данными, указанными в документах, или совершить иные процессуальные действия;
  • нужна помощь водителя;
  • есть необходимость устранить неполадки или нарушения в перевозке грузов;
  • действия водителя по отношению к инспектору являются угрожающими.

У меня уже давненько была ситуация, ехал из Новосибирска в область, и километров за 20 до поста выбегает из кустов гаишник, машет палкой, я проигнорировал и поехал дальше. Машину его я не видел. Короче, на посту меня тормозят, и я просто объяснил, что машину не видел, может, это бандиты поганые, в форму переодетые, и у меня с собой ценный груз )) Документы проверили, поржали и отпустили. А если по теме, если вижу экипаж с машиной, не вызывающий подозрений, всегда останавливаюсь, САМ выхожу из машины и, прощаясь с инспектором, желаю ему всего доброго. Добрее надо быть и не хулиганить.
Саныч из Новосибирска
https://forums.drom.ru/law/t1152458199-p3.html

Права водителя во время досмотра автомобиля

Досмотр является процессуальным действием, порядок которого определён статьёй 27.9 КоАП РФ.

Прежде всего надо знать, что проводить это действие сотрудник ГИБДД может только при понятых или с использованием видеозаписи.

Целью досмотра является поиск предметов, связанных с нарушением закона. Например, в автомобиле могут находиться запрещённые вещества (наркотики) или украденные ценности. Все подробности допроса отражаются в протоколе.


При досмотре водителю в протоколе следует заполнить все пустые графы прочерками, указать о своих замечаниях и подписать

Надо понимать, что досмотр и осмотр — разные процедуры. При осмотре сотрудник визуально обследует автомобиль. Понятые или видеозапись не требуются. Но, если сотрудник начинает самостоятельно проводить открывание дверей, трогать предметы, то это уже является досмотром. Адвокат Марат Аманлиев в такой ситуации советует следующее:

Сам водитель обязательно должен также снимать все действия инспектора. Настаивайте, чтобы полицейские изучали машину пошагово. То есть не вдвоём рылись в салоне, а сначала открыли одну дверь, посмотрели, потом закрыли, открыли следующую и так далее. Только так можно гарантировать, что вам не подбросят в машину что-то подозрительное: наркотики, патроны, что угодно.
https://www.gazeta.ru/auto/2018/06/26_a_11815297.shtml

Порядок освидетельствования на предмет употребления алкоголя

При любой остановке инспектор ГИБДД обращает внимание на состояние водителя. При малейших подозрениях на алкогольное опьянение следует проверка наличия факта употребления алкогольных или иных запрещённых средств.

Освидетельствование может проходить в двух формах:

  • на месте сотрудником ГИБДД с использованием специального прибора;
  • в форме медицинского освидетельствования в условиях медицинского учреждения.

Любая проверка состояния подлежит документальному оформлению. По результатам освидетельствования составляется акт.


Акт составляется и в случае отказа водителя проходить проверку на месте

Освидетельствование путём анализа крови на содержание спирта проводится не всегда. Причиной для направления водителя в медучреждение является:

  • его несогласие с результатами проверки на месте;
  • если водитель отказался от проверки инспектором;
  • при отрицательном результате проверки на месте и наличии явных признаков опьянения.

Направить в медучреждение водителя инспектор может только после того, как была проведена проверка портативным алкотестером либо если водителю предложили такую проверку, а он отказался. Направление на медицинское освидетельствование в нарушение указанной последовательности является незаконным.

Законодательно закреплена обязанность водителя проходить проверку состояния, если этого потребует инспектор. Однако это требование должно исполняться добровольно, принуждение не применяется. При этом отказ квалифицируется как самостоятельное правонарушение, предусмотренное статьёй 12.26 КоАП. За такое упрямство можно не только обеднеть на 30 тысяч рублей, но и лишиться статуса водителя на 1,5–2 года.

Видео: освидетельствование при задержании

Причины для задержания и доставки водителя и пассажиров в участок

При худшем развитии событий водитель может быть даже задержан и направлен в отделение полиции.

Задержание — серьёзная мера, для которой должны быть веские основания. Таким основанием является совершение преступления и причастность участников движения к этому.

Инспектор при задержании должен об этом сообщить дежурному, после чего следует вызов следственной группы к месту задержания или указание о доставлении правонарушителей в полицию.

От задержания следует отличать принудительное направление лица в отделение полиции. К такой мере приходится прибегать, если:

  • на месте невозможно составить протокол;
  • ответственность за противоправные действия водителя предусматривает административный арест. В таком случае идёт речь об административном задержании;
  • если необходимо установить личность и есть подозрения о том, что гражданин находится в розыске;
  • требуется решить вопрос о задержании и на месте остановки машины это затруднительно;
  • это необходимо для безопасности гражданина при наличии угрозы его жизни и здоровью и если он сам не может о себе позаботиться;

При этом в отделение полиции гражданин доставляется на патрульном либо собственном автомобиле, но управление передаётся инспектору.

Вправе ли инспектор требовать оплаты штрафа на месте

Часто остановка машины заканчивается вынесением постановления по административному правонарушению. Действительно, по некоторым статьям КоАП, как правило, предусматривающим мелкие нарушения, инспектор может самостоятельно привлечь нарушителя к ответственности и назначить наказание. Это допускается, если наказание предполагает штраф или предупреждение и водитель со всем согласен.

Но если водитель несогласен с фактом нарушения, должен быть составлен протокол и направлен на рассмотрение в управление ГИБДД. В таком случае постановление не выносится.

Штраф — это мера наказания, предполагающая уплату нарушителем некоторой фиксированной суммы в бюджет. Заплатить штраф можно в отделении банка, почты, через терминалы, а также специальные интернет-сервисы (мобильные приложения, единый портал госуслуг).

Уплата штрафа на месте не предусмотрена. Любая передача денег должностному лицу может квалифицироваться как взятка.

Со стороны инспектора должна лишь последовать информация о том, как и где можно заплатить штраф.

Напомним о том, что при уплате штрафа не позднее 20 дней после вынесения постановления нарушитель экономит половину суммы, размер которой установлен соответствующей статьёй КоАП.

Другие права водителей при остановке машины инспектором

Любому водителю будет нелишним знать о своих правах.

Остановимся на тех правах, которые не были упомянуты ранее:

  • если идёт речь об оформлении административного правонарушения, инспектор должен пояснить водителю его права и обязанности;
  • водитель или его попутчики могут знакомиться с составляемыми в их отношении процессуальными документами;
  • предполагаемый нарушитель может и должен делать пояснения в случае своего несогласия с протоколом. Не стоит думать, что отказ от подписи протокола может как-то вас защитить. Чтобы действовать разумно, протокол нужно внимательно прочесть и в случае аргументированного несогласия или наличия каких-либо замечаний обязательно указать об этом в самом протоколе, после этого — подписать. Только в этом случае ваши комментарии будут учитываться и могут как-то повлиять на рассмотрение дела или обжалование;
  • участники производства имеют право на копию протокола, которая вручается им по умолчанию.

За 22 года ни разу не останавливали просто так докопаться, если были остановы, то за явное нарушение ПДД или просто проверка документов \ сплошной рейд проверки на трезвость. Мне и в голову никогда не приходило оспорить законность остановки, ибо ничего проще нет, чем остановиться на 2 минуты, пообщаться с инспектором и поехать дальше.
Роуэн Аткинсон
https://forums.drom.ru/law/t1152458199-p3.html

Видео: права водителя при составлении протокола сотрудником ГИБДД

Нужно ли садиться в автомобиль инспектора по его просьбе

В общем случае просьба или требование пересесть в машину сотрудника ГИБДД для совершения процессуальных действий не обязательны для выполнения. За единственным исключением – когда инспектор сообщает водителю о плане-перехвате – здесь отказываться уже нельзя. Более того, проявлять агрессию тоже не нужно, ибо это может быть расценено как угроза. Но в ваших правах – потребовать предъявить документы, примерно в такой же последовательности, как мы уже описывали.

Если вас просят перейти в машину ДПС для оформления протокола о совершении административного нарушения, можете не соглашаться – в нормативно-правовой базе место оформления подобного рода документов не оговаривается. Впрочем, со стороны представителя власти такая просьба тоже на является противозаконной, но выполнять её вы не обязаны. Обычно такой приём используется для психологического воздействия на нарушителя, но вы можете отказаться проследовать в автомашину ГИБДД, ссылаясь на пункт 035 КоАП, в котором указано, что любые действия, связанные с осуществлением каких-либо процессуальных действий, включая оформление документов, должны проводиться на месте совершения админнарушения, за исключением случаев, описанных в пунктах 0109, 0131, 0187, 0193, 0216 административного регламента. Допускается оформление в машине патрульного авто или в помещении поста ДПС, но в данном контексте слово «допускается» не рассматривается как императив, обязательный для выполнения.

То есть законным основанием для следования автовладельца в патрульную автомашину считается только задержание виновника правонарушения. В случае задержания по подозрению в совершении преступления полицейский обязан зачитать задерживаемому предусмотренные п. 0197 КоАП права и обязанности с занесением соответствующих записей в протокол.

Впрочем, если вы не хотите удовлетворять просьбу пересесть, ваш отказ должен быть облечён в мягкую форму. Грубить сотруднику ГИБДД не стоит. Более того, если у вас нет каких-то особых причин оставаться в своей машине, и если вы не имеете желания словесно препираться с представителем власти, вы вполне можете и подчиниться, ибо особой разницы, где оформляется протокол, нет. Главное, чтобы вы были внимательными при чтении протокола. Это – элементарные правила общения с инспектором ГИБДД.

Разумеется, если автовладелец знает, что предусмотренное законодательством наказание за административное нарушение достаточно сурово, у него может возникнуть соблазн решить проблему с минимальными финансовыми потерями, то есть, попросту говоря, «договориться» с инспекторами. И сделать это намного проще и в определённой степени безопаснее именно в машине ДПС.

В последнее время ведётся активная борьба с подобными непротокольными действиями. В частности, во всех патрульных автомобилях устанавливаются видеорегистраторы, так что особого смысла приглашать водителя в служебную машину уже нет.

Но и вы вправе фиксировать беседу с ИДПС с использованием доступных технических средств, так что в любом случае риск оказаться в роли взяточника означает для вас возможность попасть за решётку. Не захочет рисковать и должностное лицо, тем более, что в последнее время инспектора снабжаются нагрудными регистраторами.

Так что ни для водителя, ни для сотрудника ДПС нет разницы, где именно вести беседу или составлять админпротокол.

Вы имеете право хранить молчание — или дать объяснения.

На многие нарушения правил дорожного движения нас толкает не желание “полихачить”, а какие-либо обстоятельства. Например, для того чтобы избежать столкновения с другим авто, Вы пересекли двойную сплошную полосу. Этот факт может стать смягчающим обстоятельством или позволит вовсе избежать штрафа. Вы можете объяснить происходящее так, как считаете нужным, а инспектор обязан Вас выслушать и занести объяснения в протокол. Если перед подписанием Вы не увидели своих объяснений в протоколе или если они неточные — смело вносите Ваши объяснения в специальную графу самостоятельно.

Инспектор требует объяснений, а Вы не хотите ничего объяснять? Имеете право! Ссылайтесь на 51 статью Конституции, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Как вести себя при нарушении

Итак, перечислим основные рекомендации при остановке вашего авто инспектором ДПС:

  • если нарушение незначительное и имеется вероятность решения проблемы вынесением предупреждения, стоит обязательно попытаться воплотить этот план в жизнь. Аргументируйте как можно убедительнее, что пойти на нарушение вас заставили непреодолимые жизненные обстоятельства, что вы сделали это впервые в жизни и обещаете больше никогда подобного не делать;
  • если уговорить представителя власти ограничиться устным предупреждением не удалось, при оформлении протокола воспользуйтесь своим правом указать на обстоятельства, свидетельствующие в вашу пользу;
  • если инспектор настаивает на совершении вами правонарушения, потребуйте от него доказательств своей вины – словесного описания недостаточно для того, чтобы признать вас виновным;
  • помните о том, что вы имеете право привлечь в качестве свидетеля любое лицо, находившееся в момент остановки в вашем авто, даже если это близкий родственник, включая супругу/супруга;
  • обязательно фиксируйте разговор с использованием сотового или видеорегистратора – даже если вы допустите ошибку, запись можно будет удалить;
  • желательно также зафиксировать все сопутствующие остановке ТС обстоятельства: дорожную обстановку, наличие/отсутствие дорожных знаков, указателей, разметки, а также объектов, мешающих нормальному обзору на конкретном участке автотрассы.

Полномочия инспекторов

Порядок исполнения обязанностей сотрудниками автоинспекции прописан в Приказе МВД №185. Многие автовладельцы задают вопрос, имеет ли право представитель инспекции требовать от водителя покинуть салон машины? Сотрудник вправе попросить об этом, но выполнять просьбу или нет – право водителя, а не его обязанность.

Приказ остановиться подается инспектором при помощи громкой связи или жезла со свистком. В обязанность сотрудника инспекции вменяется точное указание жезлом на авто. Если на машину жезл не указывает, водитель вправе продолжить движение.

Где можно остановить ТС? По Правилам ПДД это должна быть хорошо освещенная трасса или пост ДПС. При остановке авто на дороге, одежда работника ДПС должна содержать светоотражающие детали. Если нарушен порядок остановки ТС, автовладелец вправе обжаловать действия инспектора у руководства или через суд.

Как вести себя во время оформления протокола

Пока инспектор занимается оформлением протокола, вы можете спокойно сидеть в машине. Как только протокол будет передан вам для ознакомления, вы можете осуществлять следующие действия:

  • уточнить, все ли сведения, касающиеся правонарушения, внесены в документ. Обязательно проверьте это, и если упущены какие-либо важные детали, попросите вписать их;
  • сообщите ИДПС, что намереваетесь ходатайствовать об изменении временного интервала, в течение которого будет рассмотрено ваше дело;
  • в бланке протокола имеется пометка, что вы ознакомлены с претензиями, местом и временем рассмотрения дела. Ставьте свою подпись только в том случае, если вас действительно ознакомили с этой информацией. В противном случае допишите в протоколе, что не ознакомлены;
  • если вы считаете, что сведения, изложенные инспектором в протоколе, не соответствуют действительности, у вас есть возможность сделать соответствующую запись: «Не согласен, нарушения ПДД не совершал. Поскольку нуждаюсь в юридической помощи, ходатайствую о смещении сроков рассмотрения дела на период, не меньший трёх дней»;
  • независимо от степени родства все находящиеся в автомашине могут быть вписаны в админпротокол как свидетели – инспектор не имеет права отказать автовладельцу в этом;
  • если вы считаете, что со стороны представителя ДПС на вас оказывалось давление, а также звучали угрозы, вы имеете право отобразить это в протоколе;
  • вы можете фиксировать происходящее на камеру, но такими же правами наделены и представители ГИБДД. Если они тоже занимались видеофиксацией, укажите в протоколе данный факт, вместе с маркой и номером средства фиксации;
  • протокол составляется в двух экземплярах. Помните, что один из них – ваш, и его не следует никому отдавать/передавать.

Что проверяют у иностранцев

У лиц, не имеющих гражданства, либо иностранных водителей могут проверить:

  1. Паспорт личности, другой аналогичный документ.
  2. Миграционные документы, иностранную визу.
  3. Водительские права.
  4. Документация на автомобиль, таможенные бумаги при ввозе ТС из-за границы.
  5. Полис страхования, либо другой документ, который аналогичен ОСАГО по международным правилам.
  6. Документы для въезда, разрешения.

У иностранца, который является пассажиром, пешеходом, либо не имеет гражданства, могут проверить миграционную карту, визу, паспорт, въездные документы, разрешения на посещение региона.

В каких случаях можете не останавливаться по требованию ИПДС

Здесь нужно понимать, что, находясь в автомобиле, вы не можете знать, по какой причине вам помахали жезлом, то есть не можете оценить правомерность остановки.

Между тем случаи, когда остановка автотранспортного средства правомочна, прописаны в законе, то есть сами инструктора в курсе, когда можно останавливать, а когда нельзя. Водители в принципе тоже могут это знать, но в конкретном случае останавливаться придётся, по крайней мере, до выяснения обстоятельств.

Впрочем, и здесь имеются нюансы, позволяющие проехать мимо машущего жезлом сотрудника ГИБДД. Они касаются, прежде всего, места остановки автомобилей. Допустимыми являются стационарные посты ДПС, а также прилегающие к основному участку дороги.

Можно останавливать автомобиль и на обочине проезжей части, но в этом случае перечень ситуаций, позволяющих пойти на такой шаг, весьма ограничен:

  • если ТС нарушило ПДД;
  • если ваш автомобиль по описаниям схож с тем, который имеется в ориентировке и числится в угоне;
  • если имеются подозрении, что находящиеся в машине совершили преступление.

В противном случае остановка машины на проезжей части запрещена, и подобные действия сотрудников ГИБДД могут быть расценены вышестоящим начальством как очевидное нарушение внутренней дисциплины, требующее наказания виновных.

Рассмотрим случаи, когда можно не останавливаться по требованию инспектора:

  • если попытка была выполнена в ночное время вне пределов стационарного поста;
  • в случаях, когда вынужденная остановка транспортного средства в сложившейся дорожной ситуации угрожает его безопасности и грозит возникновением аварийной ситуации;
  • если требование остановиться предъявлено на участке трассы с ограниченной видимостью (перед/после поворотов, крутыми подъёмами/спусками), на перекрёстках или перед светофором, в других потенциально опасных местах.

Здесь уже неважно, почему вас останавливают, поскольку сам сотрудник ДПС нарушает инструкции, создавая предпосылки для возникновения ДТП.

Вы имеете право не отдавать водительское удостоверение.

Помните, что основанием для изъятия водительского удостоверения является только исполнение приговора суда, вступившего в законную силу, или постановления по делу об административном правонарушении о лишении права управления транспортным средством. После вступления постановления в силу у водителя есть три рабочих дня, чтобы самостоятельно сдать удостоверение; в противном случае срок лишения будет продлен и дополнительно придется заплатить штраф.

Это правило установлено пунктом 221 Регламента, и оно призвано положить конец долгое время существовавшему обыкновению изъятия водительского удостоверения на месте остановки.

Несколько слов о видеосъёмке разговора с инспектором ДПС

В числе изменений, внесённых в админрегламент и начавших действовать с 10.10.2017, отсутствует пункт 25, имевшийся ранее, в котором говорилось о запрете сотрудникам ГИБДД препятствовать водителям или пассажирам в осуществлении видеосъёмки беседы при остановке ТС и составлении протокола.

Здесь опять же возникли разговоры об ущемлении прав автовладельцев. В действительности запрета снимать разговор тоже фактически нет, но использовать такую запись в качестве доказательства при судебном разбирательстве будет уже проблемой. К тому же следует учесть требования статьи 19.03 КоАП, в которой говорится о возможности запрещения съёмки инспектором при определённых обстоятельствах. Всё зависит от того, как вы будете разговаривать с инспектором ДПС – если в грубой форме, то не следует ожидать поблажек.

С другой стороны, в последнее время сами сотрудники ГИБДД осуществляют видеозапись конфликтной ситуации, и у нарушителя отсутствуют рычаги, позволяющие запретить такую съёмку.

Право приостановления движения автотранспорта

Постановление Правительства России № 716 от 19.08.2013 года прописывает условия и алгоритм остановок автомобилей, права и обязанности властных структур, наделенных этим полномочием, во сколько осуществляется пересменка работников ДПС, а также правовая защита лиц, управляющих ТС.

Итак, транспортное средство вправе остановить:

  • Регулировщик;
  • Представитель Федеральной службы по надзору за транспортом;
  • Инспектор ГИБДД;
  • Полицейский.

Для остановки должен быть весомый повод – одной проверки документов недостаточно.

Имеется ли возможность оплаты штрафа на месте

В настоящее время существует немало способов оплаты штрафа, большинство из которых осуществляется на основании полученной нарушителем квитанции. Но можно погасить задолженность и на месте, что избавит вас от необходимости совершения каких-либо дополнительных действий. Если вы полностью согласны с предъявленными инспектором ДПС претензиями и не собираетесь их оспаривать, вы можете попросить вместо составления протокола выписать постановление-квитанцию. Правда, такая возможность имеется, если размер штрафа не превышает 100 рублей. Сотрудники ГИБДД должны иметь при себе мобильные контрольно-кассовые аппараты, посредством которых и осуществляется погашение задолженности. Водителю в таком случае выдаётся квитанция об оплате, распечатанная тут же.

Изучить протокол и взять копию

Водителю следует скрупулезно изучить протокол и указать на нем, с какими пунктами не согласен. В конце протокола может быть написано «подпись нарушителя». Будет правильно зачеркнуть слово «нарушитель», заменив его на «водитель».

В графе «Свидетели» нужно поставить прочерк, дабы у гаишников не было соблазна их туда вписать. У водителя непременно должна остаться на руках копия протокола.

Незаконные действия сотрудников ДПС

Мы уже отмечали, какие документы следует предъявлять инспектору и при каких условиях. Но если он вам не вернул документ, сел в патрульную машину и уехал – это нарушение, которое может быть квалифицировано как грабёж. Его нужно зафиксировать в ближайшем отделении РОВД, при условии, что у вас имеются данные о сотруднике, совершившем данное правонарушение.

Бывает и другая ситуация: инспектор взял документы и длительное время их не возвращает, не составляя при этом протокол о нарушении, тем самым провоцируя вас на дачу взятки. В таком случае следует звонить в дежурную часть по номеру телефона доверия, сообщив об обстоятельствах остановки вашего транспортного средства. Нужно будет указать ФИО инспектора, его звание, госномер патрульной автомашины. Рассказывая о неправомерности действий представителя власти, укажите, какие обвинения были вам предъявлены, сообщите, что сотрудник ушёл с документами и не предпринимает никаких действий. Сообщите, что вы не намерены покидать салон авто, поскольку боитесь, что к вам со стороны экипажа патрульного авто будут применены противоправные действия.

Обычно с инспектором связываются, и ситуация решается. Если по прошествии определённого времени никаких видимых изменений не произошло – совершите повторный звонок.

Когда и это не поможет, придётся всё-таки покинуть машину, чтобы зафиксировать на камеру ваш разговор с инспектором. Вы подходите к машине ГИБДД и громко и чётко просите его начать составлять протокол, сообщив, что вы не будете соглашаться с его формулировкой. Попросите также вернуть документы.

Если инспектор проигнорирует ваши требования – звоните на 102 и объясните ситуации. Вам могут сказать, что задержка связана с проверкой вашей машины по базам ГИБДД, но это всего лишь отговорка – пускай сотрудник проверяет, сколько нужно, но документы обязан отдать.

В самых сложных случаях, когда никакие из вышеперечисленных действий не принесли результата, остаётся единственный вариант: написать заявление в Прокуратуру, в котором пожаловаться на превышение должностным лицом своих служебных обязанностей.

Требовать понятых или видеозапись при досмотре

Досмотр машины включает в себя не только визуальный осмотр, но и тщательную проверку салона (открывание дверей, изучение предметов и т.п.).

Вот почему досмотр является процессуальной процедурой и требует наличия понятых или проведения видеосъемки. Это обезопасит водителя от противоправных действий сотрудников автоинспекции (например, подбрасывания наркотиков или патронов).

Что запрещено?

Водителю транспортного средства запрещаются следующие действия:

  • Нельзя управлять транспортом в состоянии опьянения или под воздействием ухудшающих внимание и реакцию лекарственных препаратов; в утомленном или болезненном состоянии, которое угрожает безопасности движения.
  • Нельзя занимать место в организованных колоннах и пересекать их.
  • Запрещается передавать управление автотранспортом лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием ухудшающих внимание и реакцию лекарственных препаратов, в утомленном или болезненном состоянии, а также при себе не имеющим водительского удостоверения соответствующей категории. Исключение составляют случаи обучения вождению.
  • Нельзя использовать во время движения телефон, не оборудованный устройством, позволяющим вести переговоры без применения рук.
  • Управлять транспортом, нарушая режим труда и отдыха, тоже запрещено.

Стоит отметить, что в права водителя при остановке ГАИ не входит употребление наркотических, алкогольных и иных одурманивающих веществ после ДТП. Речь идет о промежутке времени до момента проведения освидетельствования или до принятия решения об освобождении лица от данной процедуры.

Амнистия водителям

Лишенных прав водителей могут «помиловать». Под амнистией понимается полное освобождение от административного или уголовного наказания. Оно исполняется путем публикации специального постановления уполномоченным органом государственной власти. Следовательно, данное решение издается не по любому поводу, а в предусмотренных законом случаях возможности издания амнистии.

Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы имеют свои указания на рассматриваемое действие. Регламентируется его понятие, порядок и последствия издания в статьях и иных нормативно-правовых актах. Так, вопрос о предоставлении амнистии рассматривается Государственной Думой РФ. После этого вносится постановление об объявлении указа.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает возможность амнистии. Но не оговаривает порядок ее издания. То есть нет указания на орган, принимающий решение об амнистии, правовые основания ее объявления. Поэтому водители, лишенные прав и ожидающие снисхождения, не могут надеяться на это. Но они имеют законное право обжаловать решение суда.

Особенности составления некоторых протоколов о нарушении ПДД

Есть такие правонарушения, за которые дорожные инспекторы любят привлекать водителей в самую первую очередь или в том случае, когда «зацепиться» больше не к чему. Поэтому стоит знать, как вести себя в подобных случаях и стараться не довести дело до составления протокола и последующей выплаты штрафа. О каких нарушениях идет речь?

  • Непристегнутый ремень безопасности.Если у инспектора ГИБДД нет неопровержимых доказательств того, что вы были не пристегнуты ремнем непосредственно в процессе движения, то всегда можно сослаться на то, что ремень был расстегнут сразу же после остановки. То есть за то время, пока инспектор шел до машины. И пусть попробует доказать обратное;
  • Превышение скорости.В качестве доказательства нарушения скоростного режима на дороге должен выступать технически исправный радар. На нем должно быть четко видно, что замеренная скорость движения относится именно к тому автомобилю, который был остановлен, а сами показания были сняты непосредственно перед остановкой. Если же этих данных нет, то можно смело оспаривать решение инспектора о составлении протокола за превышение скорости;
  • Грязные номера.Хотя в соответствии с техническими регламентами, в том числе с ГОСТ 50577-93, управлять автомобилем с грязными номерами нельзя, зафиксировать это нарушение довольно сложно. Номерные знаки считаются нечитаемыми, если в темное время суток они не видны с расстояния 20 метров даже в свете фонаря дорожного инспектора. То есть для того, чтобы выписать штраф, потребуется создать именно такие условия. На практике это возможно далеко не всегда, поэтому обычно дорожные инспекторы вместо выписывания штрафа лишь просят протереть номера.

Водители погрузчика

Права водителя погрузчика — что это? Правами на погрузчик является удостоверение тракториста-машиниста категорий В, С и D. Документы выдаются Гостехнадзором. Для этого организуются специальные курсы для обучения или переподготовки водителей погрузчиков. Затем проводится аттестация, сдача экзаменов и получение удостоверения в Гостехнадзоре при предъявлении необходимых документов.

Таким образом, мы рассмотрели все факторы, которые обязан знать человек, собирающийся сесть за руль транспортного средства. Свои права необходимо уметь отстаивать в любой ситуации, если есть место попытки их ущемления. Также необходимо помнить, что незнание законадательных норм не освобождает человека, нарушившего их, от ответственности. Будьте внимательны на дороге!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]