Спор с региональным оператором по обращению с ТКО о способе коммерческого учета ТКО

Из этой статьи вы узнаете:

  • Об услуге вывоза ТБО на законодательном уровне
  • Пошаговую инструкцию закупки услуг по вывозу ТБО
  • Что представляет собой вывоз ТБО по 44-ФЗ у единственного поставщика
  • Порядок извещения о закупке в ЕИС
  • Порядок ценообразования
  • Последние изменения в законодательстве о вывозе ТБО по 44-ФЗ

Вывоз ТБО по 44-ФЗ строго регламентируется, в определенном смысле пересекаясь с законодательством об охране окружающей среды и соблюдением санитарных норм. Согласно им, организации и учреждения обязаны следить за своевременным вывозом мусора с мест его накопления.

И хотя сегодня закупка услуг по вывозу ТБО проходит по упрошенному варианту – у единственного поставщика – данная процедура имеет свои нюансы. Заказчику необходимо учитывать все: основания для закупки, особенности ее планирования, условия ценообразования, не говоря уже о правилах составления контракта с региональным оператором.

Услуга вывоза ТБО на законодательном уровне

Вывоз мусора относится к услугам, которыми приходится пользоваться наиболее часто. Новичку предмет такой закупки может показаться простым, однако это не так. Дело в том, что вывоз ТБО по 44-ФЗ имеет немало нюансов. Начнем с того, что в процессе закупок бытовое понятие «мусор» обычно заменяется на ТБО, то есть «твердые бытовые отходы», или ТКО – «твердые коммунальные отходы».

Закон 44-ФЗ позволяет осуществлять деятельность по вывозу ТБО компаниям, юридическим лицам, ИП, имеющим соответствующую лицензию. Исполнитель должен выполнять обязательства, зафиксированные в контракте на оказание услуг. Нужно понимать, что особенности транспортировки отходов непосредственно зависят от их категории.

Интересующие нас услуги закупаются жителями многоквартирных домов. В таком случае за состояние площадки, контейнеров для сбора отходов отвечает собственник дома. Кроме того, подобные ТРУ могут получить юридические лица и ИП.

Статья 426 ГК РФ устанавливает: право на подписание документа, по которому будет производиться вывоз ТБО по 44-ФЗ, есть у всех субъектов, имеющих такую потребность. Соответствующий контракт должен быть заключен с региональным оператором, для выбора последнего тарифная комиссия проводит конкурс. Единый региональный представитель имеет все возможности для выполнения условий соглашения, так как обладает грамотно выстроенной логистикой и несет ответственность за все процессы. Под последними понимаются сбор, перевозка к месту назначения и переработка отходов.

Пошаговая инструкция закупки услуг по вывозу ТБО

Для выбора исполнителя условий контракта по вывозу ТБО по 44-ФЗ могут использоваться конкурентные способы либо заключается соглашение с единственным поставщиком в 2021 году. При проведении конкурентных торгов заказчикам рекомендуется использоваться такую последовательность действии:

  • Описание предмета тендера.

Для этого покупателю важно точно представлять, какой вид отходов должен вывозиться с его территории. Иными словами, ему нужно понимать разницу между твердыми бытовыми (ТБО) и твердыми коммунальными отходами (ТКО):

  • ТБО представляют собой ежедневно образующийся бытовой мусор. Данную категорию принято разделять на биологические отходы, или остатки пищи и растений, и небиологические, а именно пластик, текстиль, стекло, целлюлозу.
  • ТКО являются мусором, скапливающимся в жилых и нежилых помещениях, сюда же относятся товары, более не отвечающие требованиям потребителя. В данную категорию включаются и отходы, появившиеся во время хозяйственной деятельности юридических лиц.

Понятие ТКО установлено законом 89-ФЗ. Также данный законодательный акт определяет такие коммунальные услуги, как вывоз, ликвидация мусора. По актуальным нормам любой вывозимый мусор может обозначаться исключительно как «твердые коммунальные отходы».

  • Подготовка ТЗ для исполнителя.

Главной задачей заказчика во время составления технического задания является корректное установление класса опасности вывозимых отходов. На данный момент закон фиксирует такие классы для ТКО:

  1. Чрезвычайно опасные, характеризующиеся критическим уровнем опасности, а именно отходы, содержащие ртуть, минеральные масла, терфенилы.
  2. Высокоопасные: аккумуляторы, батарейки, отходы свинца, нефть.
  3. Умеренно опасные: дизельное топливо, цементная пыль, ацетон.
  4. Малоопасные, отличающиеся низкой степенью опасности, то есть строительный мусор, ТБО, отходы от асфальта.
  5. Неопасные, от которых уровень угрозы окружающей среде очень низкий: древесина, керамические предметы, пищевой мусор.

  • Оформление требований к заявкам.

Напомним, что вывозом ТБО по 44-ФЗ могут заниматься только исполнители с соответствующей лицензией. Деятельность организаций, занимающихся сбором, транспортировкой, обработкой и ликвидацией мусора, относящегося к первым четырем классам опасности, обязательно лицензируется. Таким образом, вывозить и утилизировать отходы могут исключительно специализированные компании.

  • Оформление госконтракта.

В тексте договора прописываются не только услуги по вывозу ТБО по 44-ФЗ, но и по приему, перевозке, обработке, обезвреживанию, захоронению. В проект документа обязательно вносятся значимые условия, имеющие отношение к составу, способу складирования, массе, месту приема, принципам коммерческого учета объема ТКО.

В приложениях к договору необходимо зафиксировать:

  • объем, место складирования и накопления отходов;
  • информацию в графическом виде о нахождении мест сбора и накопления ТКО, а также подъездных путей.

В обязанности регионального оператора входит предоставление заказчику документов, свидетельствующих о захоронении мусора.

Документ, подписываемый заказчиком и исполнителем, может обозначаться как «контракт» или «договор». В данном случае конкретное название является непринципиальным, главное, чтобы соглашение было составлено в письменном виде. Договор на оказание услуг по обращению с отходами является публичным для регионального оператора. А значит, у последнего нет права отказаться от заключения подобного контракта при условии, что места накопления отходов расположены в зоне, за которую он несет ответственность.

.

Навязывание потребителю невыгодных условий коммерческого учёта ТКО

Ещё один вызывающий споры и разногласия вопрос – порядок коммерческого учёта объёма и массы ТКО. В соответствии с п. 15 типового договора, стороны обязаны выбрать способ коммерческого учёта отходов в соответствии с Правилами № 505.

Согласноп. 5 Правил № 505, п. 148(30) Правил № 354, в отношении потребителей в жилых помещениях учёт ТКО ведётся исходя из нормативов накопления отходов. В случае если введено раздельное накопление отсортированных ТКО – исходя из количества и объёма контейнеров. При раздельном сборе отходов расчёты «по факту» являются обязательными для регоператоров.

Если регоператор навязывает потребителям иные, невыгодные условия коммерческого учёта ТКО, то такие действия содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (п. 3 ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ).

Как запретить третьим лицам ставить мусорный контейнер во дворе МКД

Вывоз ТБО по 44-ФЗ у единственного поставщика

На данный момент заказчикам разрешается осуществлять закупку услуг по вывозу ТБО по 44-ФЗ у одного исполнителя. Объектом договора могут быть:

  • услуги по водо-, тепло-, газоснабжению и водоотведению;
  • обращение с ТКО;
  • подключение к инженерно-техническим сетям;
  • хранение, ввоз наркотических средств, психотропных веществ.

Понятие «обращение с отходами» включает в себя сбор, вывоз, накопление, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. Все перечисленные услуги могут стать предметом контракта с единственным исполнителем.

А если не регистрироваться как юрлицо?

Если вы для работы на дому создали юридическое лицо, то, скорее всего, оно вам необходимо для того, чтобы официально работать клиентами, которые не могут «скинуть на карту», и вам не подходит вариант с оформлением как самозанятый гражданин, поэтому других вариантов у вас нет. Человек, конечно, может какое-то время попробовать поработать «в тени», но ЦЭБ напоминает, что в этих случаях предпринимателей, не заключивших договор с регоператором, но ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут оштрафовать на сумму от 30 до 50 тысяч рублей по статье 8.2 КоАП РФ о «несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления». Указанная статья не регулирует отношения регоператора с юрлицами, но закрепляет, как физлица и юрлица должны обращаться с отходами. Хотя если предприниматель никаких отходов не производит, то получается, что и штрафовать его не за что.

Эта публикация появилась благодаря поддержке наших читателей. Если вы готовы поддерживать нашу работу, вы можете перечислить любую сумму или, что ещё лучше, оформить регулярную подписку вот здесь. Каждый, кто оформит ежемесячную подписку на сумму от 500 рублей, получит от нас персональную благодарность на сайте. Также мы предложим ему добавиться в закрытый чат вместе с журналистами нашего издания. Помните: независимость нельзя купить, но ей можно помочь. Спасибо, что вы с нами! Вместе с вами мы сильнее!

Порядок извещения о закупке в ЕИС

Перед подписанием договора учреждение размещает извещение о запланированной закупке в ЕИС. Документ должен быть опубликован минимум за пять дней до момента заключения договора.

В извещении указывают:

  • наименование местонахождения, почтовый адрес, контактный номер и электронную почту, ответственное должностное лицо заказчика;
  • краткие условия договора, в том числе наименование и описание предмета торгов;
  • размер, требования к обеспечению исполнения контракта и порядок его предоставления, (если обеспечение должно использоваться по ст. 96 закона 44-ФЗ).

При формировании в ЕИС плановых документов и извещения о торгах заказчик должен прописать код из ОКПД2. В зависимости от специфики деятельности покупателя применяются такие коды:

  • 11.29.000 – «Услуги по сбору прочих неопасных отходов, непригодных для повторного использования»;
  • 11.21.000 – «Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, непригодных для повторного использования».

Несоблюдение требований СанПин к периодичности вывоза мусора из мест его накопления

ФАС России в письме от 11.08.2021 №ВК/67016/21 подробно остановилась на вопросе, должен ли регоператор соблюдать санитарные нормы и правила по срокам и периодичности вывоза ТКО с контейнерных площадок.

Согласно п. 3 Правил № 1156, регоператоры работают с учётом экологического законодательства РФ и нормативно-правовых актов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Эта деятельность должна быть безопасной для населения и окружающей среды.

Законы в сфере обращения с ТКО устанавливают императивные требования для регоператора в части соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, в том числе по вопросу периодичности вывоза мусора с площадок. Так, она должна соответствовать срокам временного накопления несортированных отходов, установленным санитарными правилами и нормами.

Указанная позиция поддерживается судебной практикой:

  • апелляционное определение ВС РФ от 19.06.2019 № 1-АПА19-5;
  • постановление АС Северо-Западного округа от 24.12.2020 по делу № А21-8180/2019;
  • постановление АС Поволжского округа от 17.12.2019 по делу № А65-7546/2019;
  • постановление АС Северо-Кавказского округа от 21.09.2020 по делу № А63-10417/2019.

Порядок ценообразования

Тарифы на вывоз ТБО по 44-ФЗ устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов. Либо эту функцию может выполнять орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование тарифов, если полномочия были переданы законом субъекта РФ. Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами не может быть выше, чем стоимость услуг по организации данной деятельности, которая была определена по результатам конкурсного отбора региональных операторов.

ФАС РФ составила методические рекомендации, согласно которым при расчете тарифов учитывается необходимая валовая выручка для конкретного регулируемого вида деятельности, а также объем, масса ТКО. Во всех расчетных формулах, имеющих отношение к массе отходов, принято проводить исчисление в тоннах или кубах, то есть в метрах кубических. А значит, в едином тарифе регионального оператора в данной сфере также должны использоваться такие параметры.

При подписании договора с региональным оператором на оказание услуг по вывозу и обращению с ТБО по 44-ФЗ в тексте документа обязательно ссылаются на нормативный акт, устанавливающий тарифы для данной сферы. Например, это можно сделать в разделе «Цена договора и порядок расчета».

Вывоз строительного мусора

Договор на вывоз строительного мусора для ИП в году – отдельная тема. По закону вывезти такой мусор обязан сам строитель, а не иная организация, занимающаяся вывозом отходов.

Так как предприниматели часто подряжаются на разные строительные, ремонтные работы, необходимо учитывать следующее:

  • все отходы строительных материалов, купленных в магазине, вывозит подрядчик;
  • если он не может этого сделать, то заключает договор с организацией, которая занимается захоронением строительных материалов.

При оформлении договора важно отметить, что это строительный мусор. Захоронение такого мусора под видом обычного наказывается штрафом.

На видео: Переработка мусора в Швейцарии

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]