Неустойка за просрочку по договору подряда (выполнения работ): как установить в договоре, начислить и взыскать?


Возможность уменьшения неустойки

К неустойкам (в.т.ч. пеням) по госконтрактам применяется общее правило статьи 333 ГК РФ о том, что такая неустойка может быть уменьшена в случае ее несоразмерности основному обязательству. Для этого должник должен заявить об уменьшении до окончания рассмотрения дела по существу и удаления суда 1 инстанции в совещательную комнату.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Чем устанавливается условие о неустойке

Законодательство обязывает согласовывать неустойку за невыполнение договора подряда в письменной форме. Содержащееся в контракте условие о санкциях носит название договорной неустойки. Устанавливаемые соглашением пени и штрафы должны быть разумны и соответствовать последствиям неисполнения обязательств.

ВАЖНО!

Несоблюдение этого условия ведет к запрету ее взыскания пострадавшей стороной:

  • подрядчик не вправе требовать штраф за неоплату выполненных работ;
  • заказчик лишается права требовать пени и штрафы за просрочку выполнения работ.

В некоторых случаях в соответствии со статьей 332 ГК кредитор вправе требовать наложения санкций за неисполнение договорных обязательств, если они установлены законодательным актом (законная неустойка). Так, в сфере госзакупок в соответствии с федеральным законом №44-ФЗ от 05.04.2013 установлены пени и штраф за просрочку договора подряда за ненадлежащее исполнение обязательств и заказчиком и подрядчиком.

Можно ли снизить размер штрафных санкций

Денежные санкции за ненадлежащее исполнение договорных обязательств взыскиваются с соблюдением обязательного претензионного порядка. Направьте виновной стороне претензию, описав в ней выявленное нарушение, сумму и расчет штрафных санкций. Если виновная сторона не ответит на претензию, обращайтесь с заявлением о взыскании в суд.

При несоразмерности суммы неустойки за нарушение договорных условий нанесенному ущербу, виновная сторона вправе обратиться в суд с исковым заявлением о ее снижении (статья 333 ГК РФ).

Размер ключевой ставки

1. Вопрос изменения размера ключевой ставки ЦБ РФ

В п . 5 и п. 7 ст. 34 Закона 44-ФЗ буквально указано, что пеня рассчитывается на дату уплаты пеней. Но, т.к. ключевая ставка на протяжении всего действия контракта (особенно если это контракт с несколькими этапами) может меняться, возникают сложности при расчетах.

Исходя из разъяснений пункта 38 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017 г., а также судебных актов ВС РФ о рассмотрении конкретных дел (Определения ВС РФ от 04.12.2018 N 302-ЭС18-10991, от 18.09.2019 N 308-ЭС19-8291, от 18.09.2019 N 308-ЭС19-8291), можно сделать вывод о том, что:

  • если речь идет о неисполненных обязательствах по оплате по контракту – то сумма пени взыскивается на дату вынесения решения. Соответственно, при расчете используется ключевая ставка ЦБ РФ на соответствующую дату;
  • при взыскании пени по добровольно исполненным обязательствам используется размер ключевой ставки на дату такого исполнения.

2. Действие отраслевых специальных норм при расчете пени

Если отраслевыми нормами установлены другие, отличные от Закона 44-ФЗ, правила определения неустойки (при заключении контрактов/договоров о газо- энерго- теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении), то нужно руководствоваться специальными нормами. Как правило, отраслевые ставки для расчета пени выше, чем это установлено Законом 44-ФЗ.

Максимальный срок ремонта по гарантии

Закон ограничивает время проведения гарантийного ремонта, а именно, в пункте 1 статьи 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» четко сказано: «Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней».

Таким образом, законом предусмотрен предельный срок гарантийного ремонта товара, и соответственно, в случае превышения данного срока исполнитель будет нести предусмотренную законом ответственность, подробнее о которой читайте ниже.

Изготовитель или продавец не могут продлить срок гарантийного ремонта в произвольном одностороннем порядке, либо продлить его ссылаясь на некие устные договорённости с потребителем.
Увеличение 45-дневного срока гарантийного ремонта на товар возможно только по письменному соглашению сторон.
Стороны могут продлить срок гарантийного ремонта, если в процессе ремонтных работ станет ясно, что они не могут быть завершены в срок, однако закон не обязывает к этому потребителя, лишь предоставляя ему такое право.

Кроме того, на сроки выполнения гарантийных работ не может влиять отсутствие запасных частей для их проведения. Это обусловлено тем, что для обеспечения возможности ремонта и технического обслуживания товара в течение всего срока его службы на изготовителя законом возложена обязанность выпускать и поставлять в ремонтные и обслуживающие организации запасные части для произведенного им товара не только в течение срока его производства, но также и после снятия товара с производства в течение срока его службы, а если срок службы не установлен изготовителем, то запасные части должны быть доступны в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю.

Таким образом, изготовитель или продавец не могут ссылаться на отсутствие запасных частей или деталей в обоснование просрочки гарантийного ремонта.

Доводы продавца о нарушении срока ремонта сервисным центром также будут несостоятельны, поскольку ответственность за такое нарушение по закону несет продавец (изготовитель), а не сервисный центр.

Если срок проведения ремонтных работ по гарантии является согласованным между продавцом и потребителем, и составляет менее 45 дней, то следует руководствоваться именно тем сроком, который прописан в документах на ремонт. Нарушение этого срока также влечет для продавца (изготовителя) предусмотренные законом последствия, и в этом случае продавец не вправе ссылаться на 45-дневный максимальный срок ремонта.

Юрист по правам потребителей в СПб. Тел.+7 Консультация по телефону

Полезные рекомендации: Сдавая товар на гарантийный ремонт внимательно проследите за тем, чтобы принятие товара было правильно оформлено. Все должно быть отражено документально, никаких устных договорённостей, иначе впоследствии невозможно будет доказать нарушение сроков проведения ремонта. Документ, подтверждающий передачу товара на гарантийный ремонт (акт приема-передачи, заказ-наряд и т.п.) должен быть максимально информативен, в нем должна быть указана дата принятия товара на гарантийный ремонт, сведения о заявленном потребителем недостатке, состояние товара (рабочее/нерабочее), максимально полное описание товара, любые видимые дефекты и другие подробности, а также срок проведения ремонта, если таковой согласован между сторонами.

Если продавец сомневается в том, что случай является гарантийным, и сообщает о своём намерении провести проверку качества товара, потребитель вправе присутствовать при этом, и проследить за тем, чтобы продавец не смог провести какие-либо нежелательные манипуляции с товаром.

Также, потребитель вправе присутствовать при проведении продавцом экспертизы на предмет определения причин неисправности (поломки) товара. В этом случае нежелательно оставлять товар продавцу до проведения экспертизы, и представить его уже непосредственно эксперту в назначенные дату и время. Это также оградит потребителя от возможных недобросовестных действия продавца в отношении товара.
Внимание: После проведения гарантийных работ продавец (изготовитель) должен выдать потребителю в письменном виде всю информацию о проведенных работах, в соответствующем документе должны быть указаны:

  • Дата обращения потребителя с требованием о проведении гарантийного ремонта
  • Дата получения товара на ремонт
  • Сведения о заявленном потребителем недостатке или поломке
  • Сведения о том, каким способом проведен ремонт и какие запчасти и/или комплектующие при этом были использованы
  • Дата фактического окончания гарантийного ремонта
  • Дата передачи товара потребителю после ремонта.

Срок гарантийного ремонта по закону о защите прав потребителей

Что представляет собой срок гарантийного ремонта по закону о защите прав потребителей?

Если в течение гарантийного периода в товаре будет выявлен недостаток (поломка, производственный дефект и т.п.), то потребитель наделяется законным правом на предъявление продавцу, изготовителю, уполномоченной организации или импортеру одно из требований, перечисленных в ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», по своему выбору.

Одним из альтернативных является требование потребителя о проведении безвозмездного устранения недостатков товара, которые обнаружены в течение сроков гарантии, то есть о гарантийном ремонте товара.

Гарантийный ремонт предполагает его безвозмездность, то есть все расходы, связанные с проведением ремонта несет продавец (изготовитель, импортер).

По общему правилу срок, в течение которого должен быть произведен ремонт товара по гарантии, определяется соглашением между изготовителем (продавцом, импортером, уполномоченной организацией) и потребителем, то есть прописывается в документах, оформляемых при приеме товара на гарантийный ремонт.

Если срок гарантийного ремонта не оговорен с потребителем, то следует руководствоваться статьей 20 закона о защите прав потребителей, согласно которой изготовитель, продавец, импортер или уполномоченная организация обязаны устранить недостатки товара незамедлительно, то есть этот срок должен быть минимальным. Безусловно, нужно учитывать особенности товара, характер неисправности или поломки и др. обстоятельства, чтобы правильно рассчитать время, объективно необходимое для ремонта. Срок исправления недостатков товара по гарантии законодательно ограничен, подробнее об этом читайте далее.

Понятие и виды

Понятие и правила взыскания неустойки изложены в параграфе 2 главы 23 ГК: неустойку за нарушение сроков по договору подряда вправе взыскать пострадавшая сторона за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства в виде:

  • штрафа;
  • пени.

Штраф взыскивается единовременно, устанавливается в фиксированной сумме или в процентном соотношении от стоимости невыполненного обязательства (например, стоимости невыполненных работ).

Санкции за неисполнение обязательств, как правило, устанавливают в виде пени по договору подряда за нарушение сроков. Этот вид неустойки взыскивается в установленном размере за каждый период просрочки (день, месяц, квартал и др.).

Как рассчитать сумму

Если неустойка установлена в виде штрафа, определить сумму просто: это либо фиксированная сумма, либо процент от суммы денежного обязательства.

Как правило, пеня за просрочку договора подряда устанавливается в виде процентной ставки (годовой или за каждый день) от расчетной суммы. Расчетная сумма — это объем задолженности или стоимость невыполненных работ. Пени начисляются начиная со дня, следующего за днем, когда обязательство должно было быть исполнено в соответствии с договором, и до дня фактического погашения.

Расчет по годовой процентной ставке:

Расчет по дневной процентной ставке:

Порядок взыскания

Для урегулирования споров, к которым привело нарушение сроков выполнения работ по договору подряда подрядчиком или их неоплата заказчиком, установлено обязательное досудебное урегулирование. Без предварительно проведенной претензионной работы суд не примет исковое заявление.

Претензия направляется виновному лицу в письменном виде. Она составляется в свободной форме. В ней указываются:

  • данные отправителя и получателя;
  • дата, место составления, номер исходящего письма;
  • суть предъявляемого требования;
  • сумма и расчет неустойки к уплате;
  • срок, в который пострадавшее лицо требует погасить задолженность;
  • банковские реквизиты получателя.

Подписывает претензию лицо, имеющее право действовать в интересах пострадавшей стороны.

При оставлении претензии без рассмотрения и непогашении задолженности по истечении 30 календарных дней взыскатель вправе подать исковое заявление в суд (п. 5 ст. 4 АПК). Иск направляется в суд в бумажном или электронном виде.

Иск подается в суд, если иное не согласовано сторонами, по месту нахождения (жительства) ответчика. К исковому заявлению приложите документы, подтверждающие требование: договор подряда, акты выполненных работ, платежные документы, расчет взыскиваемой суммы, претензию (направленную ранее должнику), переписку сторон, иные необходимые для рассмотрения спора документальные подтверждения.

При подаче иска взимается госпошлина. Ее размер определяется п. 1 ст. 333.21 НК.

Более подробно о подаче искового заявления о денежном требовании.

ВАЖНО!

Суд вправе уменьшить размер взыскиваемой суммы, если она несоразмерна последствиям, к которым привело нарушение обязательства.

Если в договоре нет условий о неустойке

Если санкции не установлены ни договором, ни законом, пострадавшая сторона вправе защитить свои интересы иными предусмотренными Гражданским кодексом мерами:

  1. Подрядчик вправе требовать проценты за неоплату выполненных работ исходя из ключевой ставки Банка России (статья 395 ГК).
  2. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков от подрядчика, если тот не выполняет работы или выполняет их слишком медленно (статья 715 ГК). В этом случае подрядчик обязан вернуть полученный аванс.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]