ВС РФ выпустил новые разъяснения, как применять нормы ГПК РФ при рассмотрении дел в апелляции и кассации


Результат рассмотрения ходатайства

По итогам предварительного рассмотрения жалобы с материалами дела вышестоящий налоговый орган вправе отменить неправомерное постановление, а также принять новое решение (приказ) о привлечении правонарушителей к ответственности в соответствии с исполнительным законодательством, снятии с должности.

На его принятие законом отводится срок в один месяц. Срок можно продлить при участии и с разрешения (приказа) руководителя налогового органа, как правило, еще на 30 дней при наличии таких обстоятельств:

  • гражданин (организация), чьи права нарушены, подал новые материалы по делу, в результате чего потребуется продление установленного срока;
  • во время рассмотрения частной жалобы вышестоящим органом был направлен запрос (приказ) в нижестоящий о предоставлении новых документов, необходимых для более детального изучения дела.

Когда нужно обжаловать судебный акт в части

Арбитражный процессуальный кодекс предусматривает право человека подготовить жалобу не с целью аннулирования всего принятого решения, а для отмены только отдельных его пунктов. Например, при решении спора о детях при разводе (место проживания, алименты, участие в воспитании), отдельно проживающего родителя не устраивает график общения с ребенком.

Ответчик в апелляционном споре может направить ходатайство, требуя пересмотреть вердикт полностью, если его не устраивают другие пункты. То есть он возражает против проверки судебного акта в части. Подача отдельной апелляционной жалобы в таком случае не требуется, поэтому все ходатайства и заявления направляются в рамках одного апелляционного процесса.

Согласно статье 268 Арбитражного процессуального кодекса, судья апелляционной инстанции проверяет соблюдение процессуальной процедуры и требований законодательства на всех этапах принятия изначального решения, независимо от ходатайств участников.

Как заявить новые доводы

Во время рассмотрения спора в апелляционной инстанции участники процедуры наделены правом аргументирования и подтверждения нарушений со стороны судьи первой инстанции. От заявленных аргументов во многом зависит, будет ли решение отменено с правом нового пересмотра дела.

На этой стадии необходимо соблюдать следующие правила, что повысит шанс удовлетворительного решения:

  1. Заявленные аргументы не должны содержать упоминание об изменении оснований или предмета искового заявления. Но это правило не действует, если апелляция начала рассматривать конфликт, как суд первой инстанции. Пример, истец направит обращение с просьбой аннулировать подписанную сделку, поскольку предмет договора не принадлежит участнику сделки, то есть контракт оформлен без наличия имущественных прав. В апелляции не получится заявить требование отменить сделку по причине недееспособности участников, поэтому это меняет основания направления иска.
  2. Если истец подает иск с нарушением сроков исковой давности, суд первой инстанции обязан рассмотреть дело. Если ответчик на протяжении процесса заявит ходатайство о прекращении дела по причине пропуска сроков, суд удовлетворяет ходатайство. Позже в апелляции заявить такое требование уже не удастся.
  3. Предварительное сообщение участникам процедуры о своем намерении присоединить дополнительные материалы и доказательства. Делать это нужно заранее, чтобы сторона оппонента могла подготовиться к процедуре защиты нарушенных интересов.

Эти правила прекращают действовать при рассмотрении спора апелляционным судом, как первой инстанцией. В таком случае процедура происходит в общем порядке.

Как писать апелляционную жалобу?

Апелляционная жалоба: образец

Любая апелляционная жалоба пишется в свободной форме, однако в тексте должны присутствовать следующие обязательные пункты:

  1. Название судебного органа, в который будет направлена жалоба. Указывается полное наименование, например, Районный суд Октябрьского района, города Орска.
  2. Полная информация о гражданине, подающем апелляционную жалобу. Это ФИО, паспортные данные, также указывается место жительства.
  3. Решение, подлежащее обжалованию. Необходимо подробно расписать, почему вы считаете вынесенное решение суда несправедливым, указать все обстоятельства, которые мировой или районный судья не принял во внимание и подробно изложить свои требования.
  4. Список документов, которые прикладываются к жалобе. Это все бумаги, подтверждающие то или иное обстоятельство дела. Если, к примеру, обжалуется решение по дорожному правонарушению, то к жалобе нужно приложить протоколы осмотров, результаты экспертиз, данные оценки ущерба и т. д.

Жалоба подается в оригинале, при этом необходимо подготовить несколько копий по количеству лиц, являющихся участниками дела. Если жалоба не подходит по установленным требованиям, либо вовремя не была оплачена госпошлина, судья вышестоящей инстанции обязан в течение 5 дней оповестить гражданина о том, что его жалоба оставляется без движения и предоставить определенный срок для исправления имеющихся недостатков.

Если недостатки были исправлены вовремя, то жалоба направляется в суд, и датой ее подачи считается первый день, когда она была написана до отправления на доработку. Если имеющиеся недостатки не были исправлены в отведенное время, то апелляционную жалобу судья возвращает после чего приговор в положенный срок вступит в законную силу и будет исполнен.

Принятие решения после рассмотрения жалобы, возможный результат

После рассмотрения жалобы с материалами дела вышестоящим органом налоговой службы на заседании может быть принято одно из следующих решений:

  • полностью отменить решение, неправомерно принятое должностным лицом налогового органа в отношении гражданина (организации);
  • частично отменить решение налогового органа;
  • оставить ходатайство без удовлетворения;
  • отменить постановление налогового органа и принять новое;
  • признать незаконность и неправомерность налоговых операций, выполненных должностными лицами налоговых органов.

Автор статьи

Административный и судебный порядок рассмотрения жалоб

Каждый гражданин (организация), чье право было нарушено должностными лицами налоговых органов, имеет право на подачу частной или коллективной письменной жалобы с целью обжалования неправомерного постановления после его принятия, а также восстановления своих прав.

Согласно Налоговому кодексу РФ восстановление нарушенных прав пострадавшей от нарушения стороны производится при ее участии тремя способами:

  • посредством подачи письменной частной жалобы или апелляционного заявления с материалами по делу в вышестоящий орган налоговой службы;
  • в судебном порядке. Судебное рассмотрение частной письменной жалобы, оплата пошлины, а также отказ в рассмотрении осуществляется по правилам, установленным процессуальными нормативно-правовыми актами, а также в соответствии с НК РФ;
  • рассмотрение жалобы прокуратурой.

В случае обжалования налогового акта посредством обращения в вышестоящий орган, заявитель вправе остановить процедуру рассмотрения жалобы, направив новое письменное заявление об отзыве ходатайства и его возврате в соответствующий орган.

Правила отзыва и возврата частной жалобы:

  • отозвать ходатайство гражданин (организация) вправе до даты принятия решения. В результате чего после принятия решения возврат частной жалобы или отложение даты ее рассмотрения не допускается;
  • законом допускается отзыв частной жалобы гражданином как полностью, так и частично (при обжаловании отдельных пунктов налогового акта).

Основания для отказа в рассмотрении жалобы (возврата жалобы), ее отложения

Согласно предписаниям НК РФ ходатайство, предметом которого является обжалование неправомерных постановлений должностных лиц налоговых органов, может быть оставлено без рассмотрения при наличии следующих оснований:

  • оставление без рассмотрения, если документ не соответствует установленным процессуальными законами требованиям. К примеру, после текста частной или коллективной жалобы отсутствует подпись заявителя/заявителей, дата обращения. Отсутствие обязательных элементов является основанием для ее возврата или отложения;
  • если от имени заявителя выступает его представитель, полномочия которого не имеют документального подтверждения (отсутствие доверенности – основание для возврата жалобы, отказа в ее рассмотрении, оставлении ходатайства без рассмотрения);
  • заявителем пропущен срок, установленный для подачи ходатайства (если заявление о восстановлении срока отсутствует, возврат жалобы, (апелляционной жалобы), ее отложение и как результат отказ в рассмотрении не исключен);
  • заявитель отозвал жалобу полностью или частично (в случае отзыва до даты принятия решения). Если заявление на возврат жалобы, в том числе и апелляционной, подано после даты принятия решения по ней, оно в результате остается без рассмотрения;
  • жалоба, поданная гражданином (организацией) на аналогичных основаниях, уже была предоставлена для рассмотрения соответствующим органом ранее, поэтому последующая подлежит возврату (результат — отказ в рассмотрении, его отложение).

Особенности процедуры судебного рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) в арбитражном порядке

Обжалование нарушений, а также неправомерных решений должностных лиц налоговых органов через Арбитражный суд осуществляется согласно следующим правилам:

1. Этапу предварительного судебного рассмотрения ходатайства, как правило, предшествует административное обжалование решения или постановления при участии гражданина (пострадавшей от нарушения стороны), посредством его обращения в вышестоящие налоговые органы с материалами по делу.

При этом досудебный порядок обжалования налоговых действий считается соблюденным и в том случае, если поданное в соответствующие органы ходатайство не было своевременно рассмотрено либо решение по нему не было принято вообще (отказ в рассмотрении дела);

2. Судебное обжалование налоговых постановлений, а также неправомерных действий и бездействий должностных лиц налоговых органов является основанием для разрешения приостановления или отложения исполнения принятого решения или выполнения обжалуемых налоговых операций;

3. Одним из условий предварительного рассмотрения ходатайства и проведения заседания является оплата пошлины (размер пошлины установлен НК РФ).

Нормативно-правовая база

Сроки, условия (государственная пошлина), основания для отказа, судебный порядок рассмотрения жалоб и восстановления прав регламентированы нормами процессуальных законодательных актов, а именно ГПК РФ, УПК РФ, КАС РФ, АПК РФ и т.д.

Что касается обжалования постановлений, а также незаконных действий (нарушений) либо бездействия сотрудников налоговых органов, то процедура рассмотрения жалоб подобного рода с последующим восстановлением прав налогоплательщиков, как правило, осуществляется:

  • в соответствии с 7 разделом НК РФ, в частности с нормами 19 и 20 главы данного нормативно-правового акта;
  • согласно нормам других процессуальных законодательных актов, в арбитражном порядке.

Помимо условий и правил, согласно которым граждане реализуют свое право на обжалование, вышеперечисленные главы НК РФ содержат информацию о месте рассмотрения жалобы, ее форме и содержании, размере пошлины, а также об основаниях для отказа в ее принятии и последующего возврата (оставления ходатайства без рассмотрения, его отложение).

Как представить новые доказательства

Выше было отмечено, что добавлять новые доказательства, которые ранее не были рассмотрены первой инстанцией, нельзя. Но из каждого правила есть исключения. Так, с одной стороны заинтересованное лицо при желании подкрепить доказательство документально подтверждает, что ранее возможности представить ценности/документы не было. Крайне редко, можно принести новые материалы без подтверждения невозможности предыдущей подачи.

Новые доказательства представляет лицо, которое подает жалобу

При желании подкрепить к спору новые материалы, предстоит обосновать, почему ранее заявитель не смог подать их. Судья рассматривает заявленные причины и, если они действительно были обоснованными, может позволить присоединить новые доказательства. Если же заявленные препятствия не были существенными, то и использовать материалы в качестве доказательств не получится. Это правило содержится в статье 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С целью устранения возможных конфликтов Постановлением Пленума Верховного Арбитражного суда был ограничен список причин, которые признаются существенными. К ним относятся:

  • судья первой инстанции без достаточных оснований проигнорировал ходатайство участника процесса о назначении дополнительной экспертизы или о проведении процедуры принудительного истребования доказательств;
  • суд не принял доказательства по причине пропуска участником сроков подачи искового заявления по конкретному спору;
  • у жалобщика возникли претензии к протоколу судебного заседания, в котором не значится, что ранее участник заявлял ходатайства о присоединении существенных доказательств.

Присоединить доказательства удастся в любом случае, если апелляционный судья подтвердит наличие существенных нарушений судебной процедуры или требований закона.

Новые доказательства представляет лицо, которое возражает против жалобы

В такой ситуации участнику не потребуется подтверждать отсутствие возможности использования материалов ранее в первой инстанции.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]