Получение с перевозчика возмещения за потерянный груз. Бухгалтерский учет и налогообложение

Если не соблюдены сроки перевозки, подавать претензию не нужно — она сформируется автоматически после получения груза. Ответ поступит в течение 1 рабочего дня.

Если груз поврежден или утерян:

  • При получении груза оформите двусторонний акт о повреждении или утере груза (полной или частичной). Оформить акт вам поможет сотрудник нашего терминала или водитель, если вы получаете груз на адресе. Подпишите акт и проверьте, чтобы на нем была подпись нашего сотрудника
  • Подайте претензию на страховую выплату. Узнайте подробнее, как правильно это сделать, чтобы получить компенсацию быстрее

Мы принимаем претензии по страховым случаям, у которых не истек срок давности. Для случаев, когда груз утерян или поврежден, — это 2 года с момента выдачи получателю или предполагаемой даты получения.

Гражданско-правовые отношения

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз в пункт назначения, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа предусмотрена ст. 796 ГК РФ.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 ГК РФ).

В случае повреждения (порчи) груза ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости.

Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором (абз. 3, 5 п. 2 ст. 796 ГК РФ).

Сроки обращения к работодателю с претензией

Перед написанием претензии следует проверить, не истек ли срок предъявления требований к работодателю в судебном порядке (ст. 392 ТК РФ):

  • 3 месяца с момента, когда работник узнал или по объективным обстоятельствам должен был узнать о том, что его право нарушено (срок для большинства споров);
  • 1 месяц с момента, когда работник получил приказ об увольнении либо трудовую книжку (срок по спорам, касающимся правомерности увольнения);
  • 1 год с наступления срока выплаты зарплаты и прочих выплат (срок для споров о невыплате причитающихся работнику денежных средств, в том числе при увольнении).

Сам по себе пропуск этих сроков не лишает работника права предъявить претензию работодателю и обратиться в суд. Более того, суд будет обязан рассмотреть спор по существу, если только заинтересованная сторона (работодатель) не заявит о пропуске срока исковой давности (ст. 199 ГК РФ).

Существует и возможность восстановить срок, если у работника имелись уважительные причины для его пропуска (например, длительная нетрудоспособность). Если суд удовлетворит ходатайство о восстановлении срока предъявления требований, то доводы работодателя об истечении срока давности не будут приняты во внимание.

Подача претензии по истечении срока исковой давности по спору снижает шансы на добровольное удовлетворение требований работника работодателем, но не исключает их. В любом случае не следует упоминать в тексте претензии о пропуске срока и расписывать перспективы его восстановления.

Документальное оформление операций по получению возмещения от перевозчика

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной (коносаментом или иным документом на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 1 ст. 797 ГК РФ).

Кроме этого, при повреждении груза составляется акт, который прилагается к претензии, предъявляемой перевозчику.

Так, например, если доставка осуществлялась автомобильным транспортом, то в этом случае:

  • Транспортная накладная составляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза (п. п. 1, 2 ст. 785 ГК РФ, п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (далее — Правила перевозок грузов автомобильным транспортом)).
  • Порядок оформления претензии приведен в разд. VII Правил перевозок грузов автомобильным транспортом.
  • При повреждении груза составляется акт, который прилагается к претензии, предъявляемой перевозчику (пп. «в» п. 79, пп. «е» п. 88 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом). Порядок составления акта и оформления претензий приведены в разд. VII Правил перевозок грузов автомобильным транспортом.

Куда отправлять претензию

Удобнее всего отправлять претензию через личный кабинет. Там документы будут храниться в одном месте, что ускорит обработку заявки. При этом вы сможете отследить ее статус и срок рассмотрения.

Подробнее о преимуществах личного кабинета.

Вы можете подать претензию другими способами

В электронном виде:
  • на эл. почту персональному менеджеру
В распечатанном виде:
  • оператору на ближайшем терминале
  • Почтой России на адрес: 196247, г. Санкт-Петербург, а/я 67

Бухгалтерский учет

Право собственности на готовую продукцию переходит к грузополучателю (покупателю) при получении ее у перевозчика, следовательно, выручка от продажи определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете грузоотправителя.

Стоимость готовой продукции, переданной перевозчику, отражается по дебету счета 45 «Товары отгруженные» в корреспонденции с кредитом счета 43 «Готовая продукция» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Стоимость поврежденной готовой продукции, не подлежащей восстановлению, списывается грузоотправителем со счета 45 в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (Инструкция по применению Плана счетов).

После признания претензии перевозчиком организация производит запись по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям», в корреспонденции с кредитом счета 94 на сумму балансовой стоимости поврежденной готовой продукции.

Разница между суммой возмещаемого ущерба и балансовой стоимостью поврежденной готовой продукции является для грузоотправителя прочим доходом, который отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы», и дебету счета 76, субсчет 76-2, в периоде признания претензии перевозчиком (п. п. 2, 7, 10.2, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).

Поступление денежных средств от перевозчика в счет возмещения причиненного организации ущерба отражается по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 76, субсчет 76-2 (Инструкция по применению Плана счетов).

Случаи, в которых требуется претензия работодателю

Работник, чьи права нарушил работодатель, вправе защищать их любыми законными методами. Например, незамедлительно обратиться в прокуратуру, трудовую инспекцию или суд. Такие работники по закону не обязаны принимать меры к мирному урегулированию разногласий, в том числе предварительно направлять работодателю претензию.
В направлении этого документа есть смысл, если:

  • есть шансы, что спорная ситуация разрешится без обращения в суд или госорганы, а значит, работник быстрее получит желаемое;
  • нужны дополнительные письменные доказательства для обращения в суд ― к примеру, когда планируется доказывание существования трудовых отношений.

Чаще всего претензию пишут бывшие сотрудники, но могут это сделать и действующие. На работодателя возложено множество обязанностей, и поводом для предъявления претензии может стать ненадлежащее исполнение или неисполнение любой из них. Например:

  • невыдача средств индивидуальной защиты;
  • безосновательное привлечение к дисциплинарной ответственности;
  • привлечение к сверхурочной работе без полагающихся компенсаций;
  • неправомерное направление в командировку;
  • невыполнение обязанности по перечислению страховых взносов;
  • непредоставление законного отпуска и т. д.

Наиболее распространено предъявление претензий в связи с незаконным увольнением, невыдачей трудовой книжки, невыплатой полагающихся сотруднику денежных средств (зарплаты, районных надбавок и т. д.).

Налог на прибыль организаций

Сумма возмещения ущерба учитывается в составе внереализационных доходов на основании п. 3 ч. 2 ст. 250 НК РФ.

Указанный доход признается на дату признания перевозчиком суммы возмещения ущерба (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Глава 25 НК РФ не содержит прямой нормы, позволяющей включить стоимость поврежденной готовой продукции, которая компенсируется перевозчиком, в состав расходов.

Вместе с тем, на наш взгляд, организация в связи с признанием внереализационного дохода в виде сумм, полученных в возмещение ущерба, вправе в этом же отчетном (налоговом) периоде учесть стоимость поврежденной готовой продукции в составе внереализационных расходов на основании пп. 20 п. 1 ст. 265, п. 1 ст. 272 НК РФ (как другие обоснованные расходы, связанные с получением внереализационного дохода). Аналогичные разъяснения приведены, например, в Письмах Минфина России от 27.04.2020 N 03-03-06/1/34033 (о возмещении убытка от хищений), от 19.06.2018 N 03-03-07/41741 (о возмещении убытка в случае утраты имущественных прав).

Правила уведомления работодателя о приостановлении работы

Если работодатель не выплачивает заработную плату действующему (не уволенному) работнику, то обычно предъявляется не претензия, а извещение о приостановлении работы (ст. 142 ТК РФ). Подав такой документ, работник может законно отсутствовать на рабочем месте, а работодатель будет обязан выплатить за это время средний заработок.

Чтобы не быть уволенным за прогул, сотруднику необходимо:

  • убедиться, что его трудовые обязанности не относятся к перечисленным в ст. 142 ТК РФ видам работ, приостановление которых не допускается (например, работа на скорой помощи);
  • удостовериться, что невыплата зарплаты (иных выплат) имеет место более 15 дней и есть документы, устанавливающие обязанность работодателя произвести выплаты в определенный срок;
  • направить извещение таким образом, чтобы было однозначное подтверждение получения его работодателем.

Нужно также иметь в виду, что на следующий рабочий день после письменного сообщения работодателя о готовности выплатить задолженность работник обязан выйти на работу.

С примером извещения о приостановлении работы можно ознакомиться на нашем портале.

Рекомендуемые способы направления письменных обращений работодателю

Любые письменные обращения к работодателю, в том числе претензию и извещение о приостановлении работы, желательно подавать так, чтобы на руках у сотрудника остались доказательства их вручения или хотя бы отправки работодателю.

Судебная практика по этому вопросу неоднозначна. Так, Пензенский облсуд посчитал, что недостаточно доказательств отправки извещения о приостановлении работы ― необходимо именно подтверждение его получения работодателем (апелляционное определение от 28.04.2015 № 33-1153/2015). Поэтому:

  1. Если документ направляется почтой, необходимо сделать опись вложения. Тип отправления ― заказное письмо с уведомлением о вручении. Перед тем как действовать (в частности, не выходить на работу), лучше дождаться уведомления с отметкой о вручении. Рекомендуем направлять обращение по всем известным адресам работодателя ― официальному (содержащемуся в ЕГРЮЛ), почтовому, фактическому.
  2. В случае предъявления обращения лично нужно обратиться к лицу, в чьи служебные обязанности входит прием и регистрация входящей корреспонденции (например, работник службы документационного обеспечения), либо лично к руководителю компании. Заранее следует сделать копию претензии. На ней представитель работодателя должен поставить отметку о приеме с указанием даты, своего Ф. И. О. и подпись.

Что нужно сделать до составления претензии о порче товара в процессе перевозки?

Согласно закону, акт о получении груза с повреждениями или в испорченном виде должен составляться по желанию одной из сторон. Вторая сторона, в свою очередь, не имеет права игнорировать данное требование или отказаться от него. Сотрудники организации должны содействовать решению вопроса вне зависимости от того, согласны они с выдвинутыми претензиями или нет.

Образец претензии в магазин бытовой техники.

О том, как составить претензию о непоставке товара в срок, читайте тут.

Как составить претензию по некачественному товару, читайте по ссылке:

Фирма, оказывающая услуги грузоперевозок, выступает в роли субъекта в случае, если клиент, обратившийся в транспортную компанию, сделал это:

  • По собственной инициативе;
  • Через офис организации;
  • Заказал машину.

На практике можно встретить ситуации, когда руководитель магазина, в котором происходит реализация крупногабаритного товара, оплачивает услуги транспортной компании. В этом случае за доставку отвечают сотрудники иной организации, а потребитель лишь получает доставку товара за счет торговой точки. При составлении акта обратите внимание на данный аспект и адресуйте претензию субъекту или же его подрядчику.

По правилам, претензия в транспортную компанию составляется на основе акта и ряда других документов. В их число могут входить и фото подтверждения порчи груза. Именно поэтому первым делом при обнаружении поломок в привезенном грузе, сделайте фото. Желательно, чтобы на кадрах была отражена дата, время и бланк акта. В таком случае, фотографии послужат отличным доказательством виновности компании, осуществляющей грузоперевозки.

Для того чтобы избежать неприятной ситуации, когда подпись за полученный груз была поставлена, однако на деле вы обнаружили поломки, внимательно изучите все документы. Помните, что доказать что-либо в случае, если вы уже расписались за принятый товар будет намного сложнее.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]