Что такое характеристика на ученика?
Педагогическая характеристика – это документ, содержащий информацию о психологических особенностях и способностях ученика. Он раскрывает личность ребенка, все ее особенности, а потому характеристика не всегда бывает положительной. Основная цель ее составления – объективное отражение познавательных и поведенческих особенностей конкретного ребенка.
Документ составляется педагогом, непосредственно взаимодействующим с тем учеником, на которого составляется бумага, хорошо знающим его личностные качества и индивидуальные особенности. Например, классным руководителем. Для того чтобы дать взвешенную и правдивую оценку, учитель должен наблюдать за успеваемостью и поведением ребенка на протяжении длительного времени. Обратите внимание, что при составлении характеристики педагог обязан избегать предвзятого отношения, преувеличений и личных трактовок описываемых фактов. Личность ученика должна быть описана объективно.
Этот документ важен, как правило, при переходе ученика из начальной школы в среднюю. В этом случае бумага поможет учителям средней школы узнать об особенностях учеников и найти к каждому из них соответствующий подход. Но бывают и другие ситуации, в которых может потребоваться характеристика на ученика младшей школы. Например, для подачи в государственные органы, при прохождении медицинской комиссии или при переводе ученика в другое образовательное учреждение.
Для того чтобы понять, как правильно составить характеристику на ученика, важно посмотреть на образец — примеры подобных реальных документов. Рассмотрим несколько образцов как положительных, так и отрицательных характеристик. Все они составлены профессиональными педагогами-психологами с образовательного портала pedsovet su.
Зачем нужна характеристика из школы
Требование предоставить подобный документ в последние годы является распространенным явлением для различных структур и учреждений. Связано это с тем, что избавляет организации от лишней траты времени и позволяет оперативно узнать о ребенке максимум личной информации, которая в процессе беседы с самим школьником и его окружением получится не настолько объективной, точной и правдивой. Плюс ко всему характеристика дает возможность нарисовать психологический портрет человека заочно, еще до личного знакомства.
Положительная характеристика
Рассмотрим на примере, как выглядит положительная характеристика на ученика 1 класса от классного руководителя:
Пример
Характеристика
ученика 1 класса
Абрамова Максима Геннадьевича
Абрамов Максим Геннадьевич, 2000 года рождения, проживает по адресу Новоспасская улица, дом 14. Дошкольные учреждения не посещал. До поступления в 1 класс воспитывался на дому мамой и бабушкой. С 1-го сентября 2008 года зачислен в ГБОУ СОШ № 2048. Образовательное учреждение посещает регулярно. Пропуски занятий случаются лишь по уважительной причине, документально подтвержденной врачом или членами семьи. Максим — победитель муниципальных конкурсов по плаванью и всероссийской Олимпиады по русскому языку. Семья принимает активное участие в жизни ребенка. Родственники помогают ему в учебе, поддерживают творческие и спортивные начинания мальчика. На контакт с учителями и администрацией школы идут охотно, сотрудничают. Внешний вид ребенка ухоженный и опрятный.
По математике Максим знает правила сложения и вычитания, умеет считать в уме. У школьника хорошо развита память. Он быстро запоминает правила и овладевает новыми навыками. За вторую четверть учебного года научился чертить отрезки, переводить сантиметры в миллиметры и выучил таблицу сложения с переходом через разряд. Тетради ведет аккуратно. Умеет делать сложные вычисления на бумаге, а простые вычисления производить устно. Выполнение контрольных работ серьезной проблемой не является. Сдает работы на проверку в ряду первых. По итогам проверочных работ получает высокие оценки.
Техника чтения – 70 слов в минуту. При чтении не допускает ошибок и не пропускает буквы. Речь четкая и внятная. Запас слов большой. Умеет излагать свои мысли и давать объяснения. Проявляет интерес к чтению. Предпочитает сказки и стихотворения. С удовольствием дает ответы на вопросы о прочитанном тексте и обсуждает его.
Поведение хорошее. Не спорит с учителями и не бегает по классу. Перед тем как дать ответ, тянет руку. С места не кричит. В отношениях с одноклассниками не застенчив: проявляет раскрепощенность и дружелюбность. Одноклассники доверяют Максиму и относятся к нему с уважением. В спорных ситуациях обращаются к нему за помощью. Конфликтов между ними замечено не было.
За время учебы Максим показал себя как ответственных ученик, прилежно выполняющий все задания педагогов. На уроках проявляет заинтересованность и активность. Стремится к самостоятельности. Проявляет лидерские черты характера. Прикладывает много усилий, чтобы добиться цели. Стремится к высоким результатам в спорте и учебе.
Способен к быстрому переключению между видами деятельности. Развитие мелкой моторики, внимания, памяти, интеллекта находятся на уровне выше среднего. Способность к анализу информации, самодисциплина и устойчивость внимания – в норме.
Подпись директора
Подпись классного руководителя
Общие моменты
В большинстве случаев составлением подобных документов занимается классный руководитель как человек, который лучше знает учеников.
Если говорить о выпускниках, то им характеристика нужна для предъявления в учебные заведения разных уровней аккредитации. Учителю приходится составлять много однотипных документов за короткое время. В результате текст может выйти шаблонным, не раскрывающим полностью личность ребенка.
Избежать такой ситуации помогут образцы характеристик. Подробные примеры документов на выпускников разного уровня развития позволят учителю быстрее справиться с поставленной задачей.
При направлении характеристики в другое учреждение ей присваивается регистрационный номер. Информация о ней вносится в «Журнал входящей и исходящей документации». Объем данных — приблизительно на лист А4.
Образец положительной характеристики на девочку
Характеристика
на ученицу 1 класса школы № 315 Алехину Марию Викторовну, 20. 08. 07 г.р.
Алехина Мария Викторовна за время обучения в ГБОУ СОШ № 315 показала себя прилежной и ответственной ученицей. Она активно участвует в общественной жизни класса, проявляет себя во время внеурочных кружков и мероприятий.
Это тоже важно знать:
Характеристика на спортсмена
Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Задать вопрос
На уроках ведет себя прилежно и дисциплинированно. Активно участвует в обсуждениях и демонстрирует полученные за время обучения знания. Участвовала во внутришкольных конкурсах по рисованию и чтению. Готовится к муниципальной Олимпиаде по литературе.
Бесплатная консультация юриста
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Задать вопрос
Алехина Мария Викторовна стремиться поддерживать хорошие отношения с одноклассниками и учителями. Отзывчива. С удовольствием откликается на просьбы о помощи со стороны преподавательского состава и школьных друзей.
Характер спокойный. Демонстрирует способности к творчеству (рисованию). Стремится совершенствовать полученные навыки. Участвует в субботниках, праздничных выступлениях и украшении класса перед различными мероприятиями.
В семье получила хорошее воспитание. Ей привили любовь к труду и уважительное отношение к старшим. За все время обучения по 2021г продемонстрировала отличную успеваемость и хорошее поведение.
Директор ____(ФИО) (подпись)
Классный руководитель _____(ФИО) (подпись)
Иванова Наталья обучается в ГБОУ СОШ № 18 г. Москвы с первого класса. За год учебы показала себя как ответственная и трудолюбивая ученица, обладающая развитым интеллектом, прилежностью и добродушием. Интересуется естественными науками. Вне школы занимается бальными танцами и изучает французский язык.
Наталья любит читать. Предпочитает изучать энциклопедии, благодаря чему обладает широким кругозором. Проявляет интерес к получению новых знаний. Часто задает уточняющие вопросы. Умеет длительное время удерживать внимание на текущей деятельности. Однако проблем с переключением на другие задачи также не возникает.
Учебный материал усваивает быстро и легко. Умеет выражать свои мысли и аргументировать свою позицию. На уроках ведет себя добросовестно. Учебные занятия не пропускает. Принимает активное участие в жизни класса. Начиная со второй четверти занимает пост старосты класса. К выполнению обязанностей подходит со всей ответственностью.
Общительна. Любит быть в центре внимания. Легко находит общий язык с одноклассниками и преподавателями, что позволяет ей занимать лидирующие позиции в коллективе. Проявляет организаторский талант. Является инициатором и исполнителем внутриклассных мероприятий.
Родители девочки создают внутри семьи теплую и дружескую атмосферу. Позволяют дочери реализовывать свой лидерский потенциал и проявлять самостоятельность. На контакт с представителями учебного учреждения выходят по первому требованию.
Это тоже важно знать:
Характеристика с места работы образец в полицию
Подпись директора
Подпись классного руководителя
Пример характеристики на школьника со средними способностями
Пример
Афанасьев Иван проходит обучение в ГБОУ СОШ № 914 с третьей четверти первого класса. Первую и вторую четверть отучился в ГБОУ СОШ № 815. Переведен в другое учебное учреждение в связи с переездом семьи на другое место жительства. При освоении учебной общеобразовательной программы демонстрирует средний уровень познавательных способностей.
На занятиях не проявляет активности. Продемонстрировать полученные знания может лишь под строгим контролем преподавателя. Интереса к учебному процессу отмечено также не было.
Домашние задания выполняет нерегулярно. Проявляет склонность к рисованию, музыке и окружающему миру. А вот математика, чтение и русский язык даются ему тяжело. Словарный запас маленький, за счет чего Ивану сложно выражать мысли в устной форме. Внимание рассеяно. Ивану сложно концентрироваться на выполнении одной задачи более 5-7 минут.
Основной объем школьной программы Иван усваивает. Однако применяет знания редко. На уроках активности не проявляет. Проверочные работы в письменной форме выполняет удовлетворительно. По итогам учебного года неудовлетворительных оценок у ученика не было.
Во внеурочной жизни класса участвует редко, каждый раз ссылаясь на свою занятость. Но если Иван берет на себя какие-либо обязательства, то выполняет их ответственно. После занятий посещает кружок по хоккею. Физическое развитие хорошее.
Необщительный. На контакт со сверстниками идет неохотно. Общается в основном с узким кругом детей из числа одноклассников и товарищей по спортивной секции. Во время общения с ребятами из класса и педагогами вежлив и скромен, но немногословен и неэмоционален. Склонен к независимости и самостоятельности.
Подпись директора
Подпись классного руководителя
Пример
Характеристика
На ученика 1 «Б» класса
Хабибулина Тимура Игнатовича
проживающего по адресу: г. Самара, ул. Ленина, д 22.
Хабибулин Тимур обучается в школе № 122 г. Самары с первого класса. Воспитывается в неполной семье. У Тимура есть два брата и сестра.
Школу посещает регулярно. Испытывает трудности в усвоении учебного материала. С трудом находит ошибки в своих работах и не стремится их исправлять. Присутствуют трудности с концентрацией внимания: Тимур быстро теряет интерес к одному виду деятельности и переключается на другой. Не умеет планировать рабочий процесс.
Читает по слогам и без выражения. Иногда во время чтения пропускает буквы и слоги. Испытывает затруднения при устном изложении прочитанного материала. Пишет медленно, допуская много ошибок. Старается заучивать правила, но не всегда понимает, как применить их на практике. При написании проверочных работ часто требуется помощь учителя, чтобы ученик смог справится с заданием. При решении задач по математике также часто ошибается. Путает величины. Устный счет в пределах 50.
Проявляет интерес к информатике. Несмотря на наличие ошибок, старается разобраться в предмете и получить хорошую оценку. Школьник дружелюбный и общительный. С удовольствием вступает в диалог как с одноклассниками, так и с учителями. Поведение удовлетворительное. Может выкрикивать с места или начинать беседу с соседом по парте прямо во время урока. Однако быстро реагирует на замечание педагога и прекращает разговор.
При наличии организационной и поддерживающей помощи педагога, Тимур получил удовлетворительные оценки по итогам всех четвертей. Родители беспокоятся из-за успеваемости Тимура. Они интересуются его оценками и поведением во время занятий. Всегда идут на контакт с преподавательским составом школы, являются по первому требованию и интересуются видами помощи для преодоления возникших трудностей.
Директор (Ф.И.О.) ____ (подпись)
Классный руководитель (Ф.И.О.) _____ (подпись)
Правила проведения психолого-педагогической экспертизы
Существуют достаточно чёткие правила для составления характеристики на ученика. Одно из фундаментальных требований к проведению психолого-педагогической характеристики — объективность. Не менее важно тщательно проанализировать факторы, влияющих на развитие ребенка в комплексе, с обязательным учетом особенностей ученика. Обращаться с ребенком следует максимально деликатно, сводя к минимуму всякое принуждение или давление на него. Только в этом случае психолого-педагогическая характеристика на ученицу или ученика может быть максимально объективной и полезной.
Характеристику на ученика пишет классный руководитель, подписывает директор школы. При написании психологической характеристики ребенка может потребоваться помощь школьного психолога, результаты тестирования и диагностики.
Образец характеристики на школьника с низкой успеваемостью
Данилов Никита является учеником первого класса ГБОУ СОШ № 23 г. Санкт-Петербурга. За время обучения в школе не проявил интереса к образовательному процессу. На уроках ленится, не уделяет внимания предлагаемому материалу. Не старается понять предмет и исправить ошибки. Активности на уроках не проявляет. Предпочитает заниматься посторонними делами. На замечания учителя не реагирует.
Это тоже важно знать:
Характеристика на вожатого летнего лагеря, образец
Случаются нерегулярные пропуски занятий без уважительной причины. Демонстрирует интерес к общению с одноклассниками во время занятий. Однако на переменах и во внеурочное время угрюм и неразговорчив. Домашние задания самостоятельно не выполняет — старается списывать у сверстников.
Скорость чтения низкая. Путается в таблице сложения и вычитания. Овладел устным счетом в пределах 20. Тетради и дневник ведет не аккуратно. Не всегда записывает материал. Зато часто рисует на полях. Задания, полученные во время урока, выполняет не в полном объеме без объяснения причин.
Имеет необходимые трудовые навыки, но не стремится их продемонстрировать во внутриклассной и внеурочной жизни школы. Дополнительные занятия не посещает. На спортивные или творческие кружки не ходит.
Положительные эмоции проявляет редко. На конструктивную критику реагирует агрессивно. В момент злости может употреблять ненормативную лексику. Требует внимания к себе и уважения к своему мнению. При этом с мнением других людей мириться не готов.
Родители идут на контакт с представителями учебного учреждения по телефону, но не всегда являются в школу по просьбе классного руководителя ввиду высокой занятости на работе.
Директор__(подпись)
Классный руководитель__(подпись)
Примерный план может выглядеть следующим образом:
- Общие сведения. ФИО. Дата рождения. Дата поступления в данное учебное учреждение.
- Данные о семье. Семья полная / неполная. Информация о совместно проживающих родственниках.
- Физическое состояние. Наличие / отсутствие хронических заболеваний, отклонений в физическом развитии. Состояния зрения и слуха.
- Отношение к учебе. Наличие / отсутствие интереса к учебе, серьезность / несерьезность, ответственность / безалаберность, трудолюбие / склонность к лени, сильный/слабый ученик.
- Интеллектуальная сфера. Внимательный / рассеянный, хорошо / плохо запоминает материал, воображение развито / нет, склонен анализировать информацию / не склонен.
- Активность на уроках. Высокая / низкая. Постоянная / периодическая.
- Эмоционально-волевая сфера. Дисциплинированность / недисциплинированность, усидчивость / возбудимость, ответственность / безответственность, принятие / отторжение воспитательных мер, завышенная / адекватная / низкая самооценка.
- Коммуникативная сфера. Общительность / необщительность, открытость / замкнутость, наличие / отсутствие лидерских качеств, дружелюбность / конфликтность.
- Морально-эстетические качества. Правдивость / склонность к вранью, наличие / отсутствие эмпатии, стремления помогать окружающим, принципиальность / беспринципность.
- Увлечения. Наличие / отсутствие увлечений. Информация о посещаемых кружках и секциях.
Образец характеристики на трудного подростка в полицию
Миронов Андрей Васильевич является учеником 9 класса ГБОУ СОШ № 1911 г. Москвы. До 7 класса учился в ГУ СОШ № 13. С предыдущего места обучения отчислен в связи с плохой успеваемостью. Андрей появляется на уроках нерегулярно. Из-за прогулов и низкой успеваемости был оставлен на второй год в 8 классе.
Не проявляет интереса к учебе. Домашних заданий не выполняет. К просьбам классного руководителя относится с безразличием. Дружеских отношений с одноклассниками не заводит. Безынициативен. Во время коллективных обсуждений остается в стороне. Во внеурочной жизни класса не участвует.
Проявляет интерес к некоторым видам внешкольной деятельности (спорт). Играет в футбол, ходит в тренажерный зал. Андрей внимательно относится к своему внешнему виду. Он аккуратен, следит за гигиеной и чистотой одежды. Свободное время проводит в компании старших подростков. Был замечен классным руководителем за употреблением алкоголя и курением.
Андрей не отличается честностью. Легко может соврать. Часто не доводит начатое дело до конца. Ленив.
С 12 апреля 2021 года стоит на внутришкольном учете у психолога. Воспитывается в неполной семье. Мать общается с педагогами и администрацией школы нерегулярно. В связи с воспитанием двух младших детей она не может уделять внимание Андрею и присматривать за ним.
Директор (ФИО)__(подпись)
Классный руководитель (ФИО)__(подпись)
Бесплатная консультация
8 800 511-39-66Задать вопрос