Исходные данные при составлении бюджета Структура документа Ошибки при составлении
О том, как создать свое ТСЖ, куда можно пожаловаться на неправомерные действия товарищества, а также о том, как выйти из наго, вы можете узнать на нашем сайте. Читайте также о правилах проведения заочного голосования членов ТСЖ.
Смета ТСЖ и ЖСК: назначение, порядок составления и утверждения
ТСЖ и ЖСК – это разновидности потребительского кооператива. Они создаются для того, чтобы аккумулировать финансы граждан для совместного владения и пользования принадлежащего им имущества или же создания новых объектов гражданского оборота.
Так как эти образования являются юридическими лицами, они обязательно должны вести учет своей деятельности путем составления различных документов, например, смет, деклараций, протоколов и др.
Смета доходов и расходов предназначена для того, что бы выявить привлеченные в потребительский кооператив финансы и узаконить их дальнейшее расходование на определенные цели. Правила оформления сметы закрепляются внутренними локальными актами организации. ТСЖ, как способ управления многоквартирным домом, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, приносящей доход. Однако, жилищным законодательством им дается право на получение мелкой прибыли, которая направляется на общие нужды жильцов. Такие доходы также должны быть отражены в документе.
Смета, как правило, составляется бухгалтером организации в рамках бухгалтерского учета. Ее утверждение происходит руководителем ТСЖ или ЖСК, ТСН и др. организаций.
В той ситуации, когда бухгалтера в кооперативе нет, составлением и одновременно утверждением такого документа занимается именно правление потребительского кооператива.
Сроки сдачи
Подача заполненной декларации должна осуществляться ответственным лицом не позднее конца марта года, следующего за отчётным, согласно ч. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ.
При ликвидации жилищного товарищества необходимо представить в налоговую службу отчётную закрывающую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем ликвидации жилищной структуры (п. 2 ст. 346.23 НК РФ).
Дата сдачи внутренних отчётов жилтоварищества определяется уставом и общим собранием жильцов-членов организации, как правило, такие отчёты представляются в начале января или конце декабря на ежегодном собрании владельцев недвижимости.
Итак, упрощённая система начисления налогов может уменьшить расходы жилтоварищества на налогообложение при условии, что организация жильцов достаточно большая и большинство жителей домов, вверенных ТСЖ, являются его членами. При наличии значительных задолженностей жителей (более 10% от активов) в жилищной структуре лучше использовать общую систему расчётов.
Как составить смету доходов и расходов ТСЖ на 2021 год
Нужно отметить, что составление данных документов является не обязанностью, а правом организации. Однако, многие потребительские кооперативы составляют сметы во избежание конфликтных и спорных ситуаций в будущем.
Смета составляется отдельно на каждый календарный год. В ней в полной мере отражается весь бюджет компании. Она включает в себя следующие пункты:
- Доходная часть.
- Расходная часть.
В первом случае указываются все возможные доходы фирмы, куда могут входить финансы за сдачу общего имущества в аренду, взносы, передаваемые участниками кооператива и др. Во втором случае включаются расходы на обслуживание многоквартирного дома, его капитальный и текущие ремонты, канцелярские расходы, расходы на выплаты по заключаемым договорам и др.
Хотя в законе и нет конкретных правил утверждения сметы, отдельными постановлениями уполномоченных государственных органов могут выноситься рекомендации. Так, например, рекомендуется в статьи расходов включать следующие элементы:
- управленческие расходы;
- технические расходы;
- прочие расходы.
Последняя группа расходов есть не во всех сметах. Как правило, это траты, направленные на страхование дома и его общего имущества.
В 2021 году в смету обязательно необходимо включать и еще один специфический элемент – взносы на капительный ремонт. Если ТСЖ приняло решение осуществить его в текущем году, то в расходную часть обязательно включаются эти траты.
Смета может включать в себя также и жилищный налог, предполагаемую экономию, коммунальные отчисления различным службам и др. Документ обязательно должен имеет письменный вид, надлежащим образом быть заверенным и подписанным.
В документ можно также закладывать и возможные годовые риски. Это делается отдельной строкой, так как вероятность их наступления может быть как низкой, так и высокой. От этого будут зависеть и будущие расходы. Как правило, если в смету включаются риски, то расходная часть может иметь несколько отдельных пунктов, которые будут реализованы в зависимости от наступления этих самых перечисленных рисков.
Траты
На что расходуются средства? Средства могут расходоваться на совершенно различные нужды. Рассмотрим основные способы распределения денежных средств:
- На нужды дома. Так, к тратам относят закупку материала.
- Вторая причина, по которым может осуществляться трата – это оплата труда наёмных работников, которые осуществляют действия по содержанию дома.
- К тратам относят деятельность организаций сотрудничающих с товариществом и осуществляющих действия по договору, например, вывоз мусора.
- На благодарность за действия председателей и правления.
- Расходуются денежные средства на оплату счетов ресурсо-обеспечивающих организаций.
- На покупку соответствующего инвентаря для осуществления работ.
- Покупка различных канцелярских товаров для нужд товарищества.
- На услуги кредитной организации, на счетах которой располагаются денежные средства.
- Обучение персонала по работе с домом.
- На страхование.
- Оплата различных налогов, в том числе и земельного.
- Ремонт жилищного фонда конкретного дома.
- Премии и поощрения персоналу.
- Различного рода непредвиденные убытки.
О видах обслуживания ТСЖ читайте в нашей статье.
Кто и когда утверждает смету доходов и расходов в ТСЖ
Как уже отмечалось выше, утверждает содержание такого рода отчета правление ТСЖ. Иногда такой потребительский кооператив может нанимать сторонних лиц для осуществления подобного вида работы – бухгалтера.
Именно это лицо и будет заниматься составлением сметы. Утверждение документа отведено в компетенцию правления. В той ситуации, когда бухгалтера в организации нет, утверждением составлением занимается само правления. По поводу составления расходной части, заключений договоров с управляющими компаниями, могут проводиться так называемые форумы (иными словами, собрания собственников жилых помещений). На них происходит обсуждение возможных расходов и голосование в пользу того или иного пункта. По результатам проведенного собрания составляется протокол. Получившийся перечень расходов утверждается правлением ТСЖ и включается в смету.
Как уже отмечалось, смета составляется на год. Именно поэтому к ее написанию стоит приступить в конце текущего года. Утверждение происходит непосредственно после составления.
Смета и изменение тарифов
В той ситуации, когда товарищество собственников жилья через своих непосредственных представителей заключает договора с ресурсоснабжающими организациями в сфере ЖКХ, в смету могут включаться и расходы на выплаты им.
Тарифы на коммунальные платежи изменяются очень часто, как правило, один раз в год. Иногда за год тарифы могут изменяться неоднократно. Именно поэтому в смету приходится вносить периодические изменения. Некоторые товарищества предполагаемое увеличение тарифов включают в графу «риски». Поэтому в их сметах расходы предполагают отдельные пункты, которые вступают в действие при увеличении тарифов по той или иной услуге.
Бывают ситуации, когда Правительство РФ заранее объявляет об увеличении тарифов и размере такого увеличения. В этой ситуации в документ заранее вносятся цифры, которые будут введены в действие определенного периода времени. Исправить или внести изменения в смету правильно нужно путем проведения собрания между собственниками, входящими в состав ТСЖ. Это собрание также протоколируется. По результатам проведенных обсуждений, правление ТСЖ вносит изменения путем издания отдельного акта, в котором указываются новые положения и признаются утратившими силу предыдущие пункты расходной части.
Нужно отметить, что расходы по коммунальным услугам включаются только тогда, когда они направлены на обеспечение деятельности самого многоквартирного дома и его общего имущества. Траты на коммунальные услуги каждого отдельного собственника не включаются.
Исходные данные при планировании бюджета
Прежде всего, при составлении сметы учитывают бюджет предыдущих 1-3-х лет, а также исполнение по статьям. Технические параметры МКД остаются неизменными – этажность, площади, но вполне подлежат изменениям соотношения между жилыми и нежилыми помещениями вследствие перевода из одной категории в другую. Меняется и число жильцов, и их права на льготы по оплате за жилье.
Также учитываются такие исходные данные:
- остаток финансовых запасов;
- запасы материальных ресурсов;
- инфляционные показатели;
- планируемые поступления из госбюджета на ремонт общедомового имущества;
- примерные суммы зарплаты персонала и аппарата правления;
- стоимость услуг по обслуживанию МКД и пр.
Внимание! Всегда в смету следует закладывать некую сумму на непредвиденные затраты, в размере которой помогут сориентироваться реальные цифры расходов по этой статье за прошлые периоды. Это деньги, которые пригодятся в случае аварий и прочих незапланированных проблем, требующих срочного решения и денежных трат.
Нужно ли в смету ТСЖ закладывать отопление
Отопление – это коммунальная услуга, предоставляемая в определенный сезон. Включать ее в смету необходимо, но только под определенными условиями.
Так, если отапливаются помещения, относящиеся к общему имуществу, то такие расходы обязательно нужно включать в смету. Если уже имеется информация о том, что тарифы будут повышаться, то в документе нужно указать и это.
В той ситуации, когда речь идет об отоплении, подаваемом в конкретные квартиры, входящие в состав многоквартирного дома, то такие расходы включению в список расходов по смете не подлежат. Если речь идет о Москве, то применяются тарифы, устанавливаемые правительством данного города. То же касается и других регионов России.
В СНТ отопление в смету не включается. Связано это с тем, что садовые товарищества являются сезонными организациями и попросту не отапливаются.
Образцы и примеры смет доходов и расходов ТСЖ и ТСН
Смета, как один из важных документов в деятельности такого рода потребительских кооперативов, издается в письменном виде. Он может быть как рукописным, так и напечатанным с помощью технических средств.
Смета, как отмечалось выше, должна включать в себя такие элементы как:
- Доходную часть.
- Расходную часть.
- Примерные сроки исполнения обязательств.
- Назначения платежей.
- Услуги по текущему содержанию жилья.
- Налоговые формы учета.
- Типовые подсчеты и др.
Первый лист документа включает в себя название организации, место нахождения многоквартирного дома, его фактические адрес, указание лиц, управляющих в правление ТСЖ и др.
Образец документа, бланк и пример его заполнения . ⇐
Заполнение декларации
Налоговая декларация жилтоварищества при УСН подлежит заполнению в соответствии с формой, утверждённой Приказом налоговой службы № 7-3-99. В тексте декларации обязательно должны быть отображены следующие сведения:
- Наименование ТСЖ.
- Налоговый период.
- Реквизиты товарищества как юридического лица, в т.ч. банковские.
- Наименование и код отделения налоговой службы, куда предоставляются сведения.
- Код деятельности товарищества по классификатору.
- Сумма поступивших авансовых платежей на дату подачи декларации.
- Сумма налога к оплате, за вычетом авансовых платежей.
Внимание! Налог при упрощённой схеме подсчёта рассчитывается бухгалтерскими работниками жилтоварищества самостоятельно, но налоговая служба вправе инициировать проверку расчётных данных, запросив необходимые платёжные документы в правлении.
О том, как правильно заполнить декларацию при УСН, можно узнать в нашей статье.
Как исправлять ошибки
В ходе составления сметы могут быть допущены различные ошибки. Это как грамматические, так и счетные недоимки. В той ситуации, когда имели место именно грамматические ошибки, их можно очень просто исправить – перепечатать существующий текст.
Отдельный вопрос заключается в ошибках, связанных с расчетами в сметах. При обнаружении тех или иных допущений, любой гражданин, входящий в состав товарищества собственников жилья имеет право обжаловать тот или иной пункт. В той ситуации, когда правление ТСЖ не идет ни на какие уступки, человек имеет право обратиться в жилищную инспекцию или прокуратуру. Это происходит путем подачи заявления или личного посещения соответствующего органа. По результатам рассмотрения конфликта виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Ошибки в смете исправляются путем внесения изменений. Это происходит с помощью издания отдельного документа, в котором закреплено, какой пункт подлежит замене и в связи с чем. После чего излагается подпункт в новой редакции. Порядок того как наказать виновных лиц, может быть предусмотрено и кодексом об административных правонарушениях. Именно поэтому нужно выполнять работу по составлению сметы добросовестно.
Для того чтобы избежать возможных ошибок, необходимо, прежде всего, учитывать опыт по составлению подобных бумаг за предыдущие годы. В некоторых случая можно бесплатно воспользоваться консультацией специалиста, работающего в жилищной инспекции. Он может помочь с составлением сметы и дать необходимые рекомендации.
Таким образом, для того чтобы ТСЖ нормально функционировало и действовало в рамках правового поля, необходимо подготавливать нужную документацию. Одним из важнейших документов является смета доходов и расходов за будущий год. Это письменный акт, который включает в себя разные части, как доходные, так и расходные. В случае умышленных ошибок, виновные лица, это допустившие, и получившие с этого доход, могут быть привлечены как к уголовной, так и к административной ответственности.