Проведение экспертизы по 44-ФЗ: заключение эксперта и внешняя экспертиза соответствия

В этой статье мы попытаемся осветить вопросы проведения экспертизы по 44-ФЗ по результатам исполнения государственных контрактов. Для лучшего понимания проблематики статьи предварительно советуем изучить Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. От 01.05.19) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями).

Также рекомендуем прочитать наш обзор «Что такое 44-ФЗ?»

Что полезного вы узнаете из этого материала:

  • Экспертиза по 44-ФЗ, как проводить: план действий.
  • Внешняя и внутренняя экспертиза по 44-ФЗ.
  • Как привлечь внешнего эксперта по 44-ФЗ.
  • Обязательная экспертиза по 44-ФЗ (единственный поставщик), какие здесь возможны нюансы.
  • Виды документов, которые должен подготовить заказчик для экспертизы результатов исполнения контракта по 44-ФЗ.
  • Заключение экспертизы по 44-ФЗ.
  • Примеры из практики проведения экспертиз по 44-ФЗ.


Нужна экспертиза по 44-ФЗ?
Заказать услугу

Экспертиза соответствия 44-ФЗ: как ее провести в государственных и муниципальных организациях

Согласно 44-ФЗ «Статья 94. Особенности исполнения контракта», проведение экспертизы по 44-ФЗ обязательно по каждому контракту. В чем смысл проведения такой экспертизы? Заказчик обязан проверить точность исполнения контракта на поставку товаров, работ, услуг и обязательно сопоставить полученные от поставщика результаты с условиями контракта.

Экспертиза может быть подготовлена своими силами или необходимо осуществить проведение независимой экспертизы по 44-ФЗ.

Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Если заказчик располагает собственными профильными специалистами, то он может провести внутреннюю экспертизу по контракту, например, создать специальную экспертную комиссию по приемке товаров, работ, услуг или назначить единоличного эксперта из числа сотрудников своей организации. Но такая экспертиза не считается независимой, ибо сотрудники организации заказчика могут быть заинтересованы в ее результатах.

Если у заказчика нет своих профильных специалистов для экспертизы оказанных услуг или экспертизы товара по 44-ФЗ, то необходимо привлечь внешнего эксперта. Внешний эксперт по 44-ФЗ приглашается по выбору заказчика или на основании конкурентной процедуры отбора, также внешняя экспертиза по 44-ФЗ может быть назначена по требованию судебных или правоохранительных органов.

Эксперты должны руководствоваться законодательством РФ при проведении экспертизы, а также быть беспристрастными, объективными, добросовестными и компетентными специалистами.

Можно ли отказаться от проведения экспертизы

Экспертиза — это обязанность заказчика, но здесь есть свои исключения.

Экспертиза может не проводиться в нижеперечисленных случаях.

  1. Если поставщик может самостоятельно предоставить экспертную оценку товаров, работ или услуг, которые он и поставляет.
  2. Если товары, работы или услуги поставляют для федеральных государственных нужд (например, для решения задач по безопасности и жизнеобеспечению страны).
  3. Если поставляемые товары, работы или услуги уже прошли экспертизу, до момента приёма.
  4. Если это предусмотрено Постановлениями Правительства РФ.

Внутренняя экспертиза по 44-ФЗ: как провести своими силами?

Итак, заказчик может выбрать следующие виды экспертиз по 44-ФЗ своими силами:

  • экспертизу проводит комиссия по приемке товаров, работ и услуг;
  • создается специальная комиссия из числа сотрудников предприятия (не менее 5 человек) для проведения экспертизы по закупкам;
  • назначается единственный уполномоченный эксперт.

Если назначается коллегиальная экспертиза (в первых двух случаях), то заказчик должен разработать внутриведомственный документ, в котором оговариваются полномочия комиссии, методы и сроки проведения проверки и т.д. (например, «Положение о приемочной комиссии и проведении экспертизы»).

Если экспертизу проводит комиссия по приемке товаров, работ, услуг, то заключение экспертизы по 44-ФЗ можно отразить сразу же в акте приёмки товаров, работ, услуг.

Пример 1:

Муниципальная организация закупила канцелярские товары для своих сотрудников. Никаких узкоспециальных знаний для экспертизы результатов закупки 44-ФЗ не требуется, поэтому оценить соответствие такой закупки условиям контракта может и комиссия по приемке товаров.

В случае, когда поставки товаров идут на постоянной основе, можно назначить приказом по организации сотрудника, который отвечает за этот контракт, в качестве эксперта. Этот сотрудник и будет осуществлять экспертизу поставки товара по 44-ФЗ.

Экспертиза по 44-ФЗ для единственного поставщика

Еще не так давно этот случай считался наиболее сложным для заказчиков по государственным и муниципальным контрактам, так как согласно 44-ФЗ, ч. 4 ст. 94, заказчик, который проводит закупку у единственного поставщика должен был в обязательном порядке привлекать внешних экспертов или экспертные организации, что приводило к дополнительным затратам и трудностям. Внешняя экспертиза по аукциону по 44-ФЗ была обязательна, даже если он не состоялся. Из-за этих недоработок в законодательстве, заказчику вменялась обязанность проведения экспертизы по 44-ФЗ не только в прямых закупках у единственного поставщика, но и в аукционах, даже если только один участник конкурса соответствовал необходимым требованиям для заключения контракта.

Эта недоработка законодателей заставляла большинство заказчиков искать «обходные пути» при проведении внешних экспертиз по 44-ФЗ, например, заключать «безвозмездные договоры с экспертами» или «обмениваться экспертами» с соседними организациями.

С 31 июля 2021 года эта статья утратила свою силу (см. Федеральный закон № 71-ФЗ от 01.05.2019), однако, заказчик все-таки обязан проводить экспертизу, но согласно 44-ФЗ, она может быть осуществлена как своими силами, так и силами внешних экспертов, решение о времени и способах ее проведения остается за самим заказчиком.

Пример 2:

Если для муниципального учреждения закупаются средства бытовой химии у единственного поставщика, то сейчас провести экспертизу товара по 44-ФЗ может и сотрудник, отвечающий за этот контракт. Однако, в случае оценки соответствия контракту при поставке программ для бухгалтерии, необходимо привлечь внешних специалистов для экспертизы программного обеспечения 44-ФЗ, которые обладают необходимыми навыками и знаниями.

Экспертиза с привлечением экспертов.

  1. Экспертные организации (эксперты) привлекаются к проведению экспертизы лишь на основании контрактов, которые заключены с учетом требований Закона № 44.
  2. У экспертных организаций (экспертов) есть право запрашивать у поставщиков и заказчиков дополнительные материалы, которые непосредственно относятся к условиям исполнения контрактных обязательств, а также этапам их исполнения.
  3. Оформляются результаты экспертизы путем составления заключения, подписываемого представителем экспертной организации (экспертом). Если по итогам проведенной экспертизы были установлены какие-либо нарушения требований контракта, которые не препятствуют приемке, то заключение может содержать предписания по устранению этих нарушений (в этом случае обязательно нужно указывать сроки их устранения).

Экспертиза по аукциону по 44-ФЗ

Несмотря на изменения в законодательстве, которые произошли в 2019 г., при проведении конкурсных закупок, Заказчик все равно вправе привлекать внешние экспертные организации, см. 44-ФЗ, Статья 58.

Статья 58. Привлечение экспертов, экспертных организаций при проведении конкурсов

При проведении конкурсов, в целях обеспечения экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора участников конкурса, оценки соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям заказчик вправе привлекать экспертов, экспертные организации.

Исполнение контракта: приемка результатов

Приёмку осуществляют в сроки, а также в порядке, оговоренном в контракте. В ходе проведения экспертизы экспертами, заказчик должен учесть выводы, которые представлены в заключении по итогам экспертизы. Если эксперты привлечены не были, то документ, подтверждающий приемку товаров, который оформлен и подписан заказчиком, является также документом, свидетельствующим о проведении экспертной оценки непосредственно заказчиком. Это может быть приемо-сдаточный акт или какой-либо другой документ, где перечислены все поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы), а также зафиксированы претензии сторон (если таковые имеются).

Если выявленное по итогам приемки результатов работ несоответствие не является препятствием исполнения контракта в целом, либо исполнитель его уже устранил, то заказчик принимает работы (товары, услуги). Однако если заказчик полагает, что результаты исполнения контракта не соответствуют предъявляемым требованиям (основанием для этого может быть экспертное заключение), то он вправе отказаться подписывать документ. В этом случае в сроки, оговоренные контрактом, он обязан направить поставщику мотивированный отказ в письменной форме.

Помимо этого, обязанностью заказчика является формирование отчета, где должна содержаться вся информация об исполнении либо ненадлежащем исполнении контрактных обязательств (по каждому из этапов).

Однако предусматриваются исключения в отношении контрактов, заключенных на «малые» закупки (пункт 4 Закона № 44), закупки для учреждений культуры в сумме не более 400000 рублей (пункт 5 Закона № 44 и пункты 23, 44 статьи 93). Составленный по итогам проведенной экспертизы отчет нужно разместить в информационной системе. К нему необходимо приложить документ, подтверждающий приемку результатов экспертизы либо обоснованный отказ. Если же экспертиза проводилась экспертами, то в ЕИС должно быть размещено также заключение по её итогам.

Ситуация: Правомерно ли проводить экспертизу силами заказчика, если контракт расторгнут в одностороннем порядке?

Проводить экспертизу в такой ситуации правомерно. Такой вывод вытекает из Решения по делу № А63-6507/2014 от 17 марта 2015 года, которое было принято Арбитражным судом Северо-Кавказского округа.

Расторжение договора в одностороннем порядке инициировано заказчиком по причине ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств. Данные о нем включены в РНП (реестр недобросовестных поставщиков). С этим решением поставщик не был согласен, поэтому обжаловал его в суде. По мнению поставщика, проведение экспертной оценки товара силами заказчика – это незаконная экспертиза, не являющаяся неопровержимым доказательством, поскольку проводилась она сотрудниками заказчика, которых можно считать заинтересованными лицами. Этот вывод суд признал ошибочным, поскольку экспертиза товара собственными силами была проведена заказчиком на основании норм Закона № 44 (статья 94). Помимо этого, к делу приобщено заключение экспертизы, которую проводил заказчик, и у поставщика нет никаких доказательств ее опровержения.

Таким образом, если нужно принять решение, касающееся того, проводить ли экспертизу самостоятельно, либо с привлечением экспертных организаций (экспертов), нужно руководствоваться положениями Закона № 44, учитывая при этом условия заключенного контракта.

Теги: 44-ФЗ, экспертиза, экспертиза по ФЗ-44, исполнение контракта,

30 ноября 2015

Количество просмотров: 9706

Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал.

Рейтинг: 5/5 — 3 голосов

Похожие статьи:

  • ФАС России разъяснила вопросы по включению информации в Реестр недобросовестных поставщиков (81)
  • Конституционный суд РФ разобрался, можно ли привлечь по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ за просрочку исполнения государственного контракта (77)
  • ВС России разобрался, с какой даты считать срок исковой давности при изменении цены государственного контракта (72)

Комментарии ()

Когда проводится внешняя экспертиза по 44-ФЗ

Как действовать в случае, если заказчику все-таки необходимо провести внешнюю экспертизу контрактов по 44-ФЗ?

В первую очередь, нужно привлечь внешнего эксперта по 44-ФЗ или экспертную организацию, которые соответствуют перечисленным ниже требованиям.

Экспертиза по 44-ФЗ, требования к экспертам:

  • Наличие специальных знаний в данной сфере и навыков в области проведения экспертизы. Согласно ст.41 Федерального закона от 31.05.2001г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», экспертиза может проводиться лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла. Подтверждением наличия специальных знаний у лиц, привлекаемых к проведению экспертизы, является диплом о профильном высшем образовании, а также иные документы, например, свидетельства о присвоении квалификации эксперта, удостоверения о повышении квалификации;
  • Отсутствие «конфликта интересов» с организацией заказчика (запрет на приглашение экспертов, которые работали 2 последних года до экспертизы в этой организации, приходятся близкими родственниками руководителям или ответственным за контракт сотрудникам, имеющие имущественные интересы в данном гос. контракте и т.д.), подробно см. часть 2 ст. 41 ФЗ-44.

Если вы уже определились с внешними экспертами, то вам следует подготовить необходимые для экспертизы по 44-ФЗ документы:

  • Договор на оказание услуг внешней экспертизы исполнения контракта;
  • Техническое задание на оказание услуг внешней экспертизы;
  • Уведомление эксперта о допустимости участия в экспертизе (заполняется экспертом, без данного уведомления эксперта нельзя допускать к работе);
  • Акт об оказании услуг внешней экспертизы исполнения контракта 44-ФЗ.

По результатам проведения проверки, готовится заключение внешнего эксперта 44-ФЗ.

Настоятельно рекомендуем: задачи и вопросы, которые вы ставите перед экспертами, детально прописывать в техническом задании.

Пример 3: Необходимо провести внешнюю экспертизу поставки товара по 44-ФЗ (картриджи для принтеров в государственное учреждение). Экспертам необходимо проверить:

  • соответствует ли данный товар гос. стандартам и условиям контракта;
  • соответствует ли реальное качество картриджей маркировке и информации на этикетке;
  • соответствуют ли реальные свойства продукции тем, которые обозначены в сопроводительных документах и инструкции к ней;
  • проверить качество упаковки и ее цельность, условия транспортировки и хранения товара;

P.S. Дополнительно можно поставить вопрос и об оригинальности картриджей, чтобы исключить контрафактную продукцию. В ТЗ также необходимо прописать срок экспертизы по 44-ФЗ.

Как заключить контракт с экспертом

Специальных требований для контрактов с экспертами нет. Соблюдайте общие требования, которые установлены в 44-ФЗ. Рекомендуем в соглашение включить такие данные:

  • предмет, вопросы, на которые обязан ответить эксперт, или порядок установления таких вопросов;
  • функции и полномочия эксперта, экспертной организации;
  • сроки проведения экспертизы;
  • обязанность эксперта, экспертной организации письменно уведомить вас и поставщика о допустимости участия в проверке и отсутствии оснований для отказа от ее проведения перед началом экспертизы. Это указано в ч. 3 ст. 41 44-ФЗ;
  • условие об ответственности эксперта, экспертной организации, ее уполномоченного представителя и должностных лиц;
  • иные условия, которые являются обязательными для включения в контракт по ст. 34 44-ФЗ.

Внешняя экспертиза по 44-ФЗ: стоимость услуг

Экспертизу оплачивает заказчик, при расчете стоимости услуг нужно руководствоваться положениями 44-ФЗ, а также учесть все затраты внешнего эксперта по оказанию услуг (например, транспортные расходы, оплату необходимых материалов и т.д.). Все это прописывается в договоре с экспертной организацией (частным лицом, ИП).

Жестких требований к содержанию заключения внешнего эксперта 44-ФЗ закон не предъявляет, однако содержательная часть заключения сильно зависит от предмета самой экспертизы, условий контракта с экспертом и ТЗ.

Как правило, экспертные организации имеют специальные формы и образцы таких документов.

Нужна экспертиза по 44-ФЗ?

Заказать услугу

Как оформить результаты

Отдельное оформление экспертного заключения необязательно. Укажите в акте или товарной накладной, что проверили качество и характеристики, результат проверки, подписи проверяющих.

Часто на практике заказчики оформляют результаты отдельным экспертным заключением. Это не нарушение. В заключении укажите:

  • дату и место, когда составляется документ;
  • номер, дату, предмет контракта;
  • сведения о поставщике;
  • дату поставки, выполнения работ или оказания услуг;
  • перечень документов при поставке и их реквизиты (вид документа, номер, дата и т. д.);
  • сведения о том, соответствует ли товар (работа, услуга) условиям контракта;
  • подписи.

Экспертиза работ по 44-ФЗ

Выше мы приводили примеры экспертиз по закупкам товаров. Есть свои тонкости и при проведении внешних экспертиз работ по 44-ФЗ. Экспертиза результатов исполнения контракта по 44-ФЗ в этом случае – это проверка соответствия выполненных работ нормативно-технической и проектно-сметной документации, оценка объема выполненных работ и его соответствия требованиям контракта, проведение опытных испытаний. В таких случаях, привлекаются узкопрофильные внешние эксперты, например, для проведения экспертизы компьютерной техники по 44-ФЗ (компьютерно-техническая экспертиза).

Как составить приказ о приемочной комиссии

Форма и содержание указа разрабатываются заказчиком самостоятельно. Однако для того чтобы документ был составлен корректно, в содержательную часть рекомендуется включать следующие параметры:

  1. В шапку распоряжения — наименование и реквизиты организации (ИНН, КПП, ОГРН, адрес).
  2. Название самого документа — «Приказ», а также его реквизиты (номер и дата) и цель создания.
  3. Нормативная база — ч. 6 ст. 94 44-ФЗ.
  4. В текстовой части по пунктам перечисляются указы руководителя — создание комиссии, утверждение председателя, состава и Положения.
  5. Дата вступления документа в силу и назначение ответственного лица.

Само распоряжение подписывается руководителем и заверяется печатью (при наличии). Также в распоряжении должны расписаться все члены ПК, тем самым подтверждая, что они ознакомлены с содержанием документа.

Экспертиза услуг по 44-ФЗ

У специалистов по госзакупкам по 44-ФЗ проведение экспертизы оказанных услуг также вызывает немало вопросов. Экспертиза в рамках 44-ФЗ в этом случае должна дать ответ на вопрос: соответствует ли объем и качество оказанных услуг условиям контракта? В этом случае эксперт проверит свойства и характеристики оказанной услуги. Отдельный вопрос, как отразить в заключении внешнего эксперта 44-ФЗ результаты проверки услуг, которые организация потребляет ежедневно? Покажем это на простом примере.

Пример 4:

Внешним экспертом 44-ФЗ проведена экспертиза приемки услуг по 44-ФЗ (услуги хостинга для сайта, которые по контракту предоставляет Интернет-провайдер для одной муниципальной организации). В заключении эксперт о.

Что проверить

Когда поставили товар, проверьте его количество и характеристики. Они должны полностью соответствовать спецификации в госконтракте. Если у продукции есть срок годности, проверьте, не закончился ли он. Просмотрите сертификаты, инструкции по применению и другие документы, которые поставщик передает вместе с товаром.

Когда принимаете услуги и работы, проверяйте, чтобы их сделали в полном объеме и в срок. Сравните, например, акты выполненных работ с техзаданием, сметными расчетами или проектной документацией по контракту. Если выявите нарушения, зафиксируйте их на фото или видео. Это следует из ч. 3 ст. 94 44-ФЗ и подтверждается практикой.

Состав

В состав комиссии должно входить не менее 5 человек: это председатель и ее участники. Председатель комиссии выступает руководителем деятельности комиссии, проводит встречи и заседания, а также оформляет акты приема передачи.

Согласно ст. 39 ФЗ-44, в составе комиссии должны числиться лица, которые обладают определенными знаниями в области поставляемых товаров и услуг или имеющие должный уровень подготовки в этой сфере.

К членам приемочной комиссии могут быть предъявлены определенные требования с точки зрения их образования, стажа работы по специальности, опыта проведения экспертиз, знания законодательства и пр. Перечень таких требований в ФЗ-44 не прописан.

Желательно, чтобы численность специалистов, обладающих необходимой профессиональной компетенцией, была не менее 50% от совокупного количества участников комиссии.

Место работы участника комиссии может быть любым, но главное, чтобы это не была заинтересованная в результатах приемки работ организация.

В частности, не допускается привлекать к работе в комиссии лиц, которые организуют и проводят государственные закупки, могут повлиять на результаты приемки, наделены полномочиями по контролю в сфере госзаказов и соответствуют иным критериями по нормам ч. 6 ст. 39 ФЗ-44.

Порядок работы комиссии

Порядок работы комиссии определяется заказчиком и закрепляется внутренним регламентирующим документом при создании комиссии. Таким документом может выступать, например, положение о комиссии. В положение о комиссии представляется целесообразным включить следующие разделы:

1) Цель создания и задачи деятельности комиссии

Целью создания комиссии является определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Задачами комиссии являются соблюдение всех принципов контрактной системы при определении поставщиков, а именно: открытости и прозрачности, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчика, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

2) Состав комиссии и порядок формирования комиссии

Состав комиссии – это количество и перечень членов комиссии, включая председателя и членов комиссии с особыми функциями, например, заместителя председателя комиссии.

Состав комиссии может быть заказчиком увеличен, но не может быть меньше установленного Законом № 44-ФЗ минимума (см. выше). Следует отметить, что увеличивать количество членов комиссии нецелесообразно, т.к., во-первых, будет сложно собрать кворум, а, во-вторых, большее количество лиц может быть подвергнуто административной ответственности за неправомерное решение с позиции ФАС России.

Порядок формирования комиссии – это требования о том, кого необходимо включить в ее состав. Кроме требований Закона № 44-ФЗ (лица, имеющие специальное образование, лица творческих профессий и т.д.), заказчик по своему усмотрению определяет дополнительные требования к квалификации, численному и персональному составу комиссии.

3) Организация деятельности комиссии

В данном разделе нужно указать, каким образом будет работать комиссия, например, кому будет подчиняться (непосредственно руководителю заказчика, его заместителю или руководителю другого структурного подразделения), должны ли другие подразделения выполнять требования членов комиссии, могут ли (обязаны ли) в деятельности комиссии участвовать приглашенные лица (например, сотрудники контрактной службы/контрактные управляющие, члены рабочих групп, сотрудники подразделений и т.д.).

Отдельно необходимо прописать порядок замены отсутствующих членов комиссии, например: в случае отсутствия председателя комиссии его функции выполняет заместитель/любой другой член комиссии из присутствующих. Порядок замены должен быть установлен для каждого члена комиссии, наделенного специальными функциями. Также необходимо описать порядок уведомления членов комиссии об очередном заседании. В соответствии с ч. 8 ст. 39 Закона № 44-ФЗ эту функцию выполняет председатель.

4) Функции комиссии

В данном разделе указываются функции в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

5) Права и обязанности комиссии, порядок взаимодействия со структурными подразделениями заказчика

В данном разделе указываются права и обязанности членов комиссии. Например, право при выполнении своих функций обращаться в различные структурные подразделения заказчика, привлекать к своей работе специалистов этих подразделений, в оговоренных Законом № 44-ФЗ случаях, привлекать независимых экспертов и др. К обязанностям можно отнести, например, сообщать курирующему руководителю или руководителю заказчика о возможности возникновения конфликта интересов, об отказе предоставления другими сотрудниками заказчика необходимых комиссии сведений (при наличии права у комиссии требовать этого) и др.

6) Документальное обеспечение деятельности комиссии

В данном разделе, например, могут быть представлены типовые формы документов, необходимых для деятельности комиссии, указаны сроки и место передачи документов в архив и др.

7) Ответственность членов комиссии

В такой раздел можно включить подробный перечень статей КоАП РФ с размерами штрафов, либо ограничиться общей фразой «в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Перечень указанных разделов является рекомендуемым, может быть изменен и дополнен в соответствии с пожеланием конкретного заказчика. Если Вы заинтересованы в подготовке положения о комиссии под нужны Вашей организации и боитесь допустить ошибки при его составлении, в том числе в части возложения на членов комиссии функций, которые не могут быть им переданы согласно Закону № 44-ФЗ, Центр закупок и продаж «Закон.гуру» готов оказать поддержку в этом вопросе и разработать необходимые документы. Для этого нужно просто подать заявку здесь.

Положение о комиссии утверждается и вводится в действие в порядке, установленном локальными нормативными актами заказчика.

« Предыдущая статья

Следующая статья »
Комментарии Disqus

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]