Чтобы быть способным выполнять необходимые задачи, каждой стране требуются экономические ресурсы. В качестве одного из них выступает имущество, которое находится в государственной собственности (федеральной или муниципальной). От того, насколько эффективно выполняется его управление, зависит то, как страна выполняет свои задачи. Из статьи узнаем, какая бывает государственная, федеральная собственность и об основаниях ее возникновения.
Понятие
Ранее государственная являлась главной формой собственности. Но в настоящее время законом закреплено равенство участников гражданских правоотношений, которые распространяются и на государство. Равенство обеспечивается отсутствием у него некоторых преимуществ, например нераспространения давностного срока на требование о возврате федерального имущества из чужого владения, осуществляемого незаконно. Государственная собственность (федеральная и муниципальная) и частная рассматриваются в виде двух составляющих экономических отношений, где цель государственной собственности заключается в общенародном присвоении имущества, которое обособлено от имущества отдельных компаний и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов базируется на ч. 1 ст. 3 главного закона страны, в соответствии с которым народ является единственным источником и носителем власти в стране.
К федеральной собственности относится имущество, которое принадлежит РФ, собственность регионов – имущество, принадлежащее отдельным субъектам страны. Все это вместе составляет государственную собственность. Владение, пользование и распоряжение ею осуществляется согласно статьям 294 и 296 ГК РФ.
Частная
Гражданский кодекс и Конституция РФ устанавливают понятие «неприкосновенность частной собственности», которое защищает собственников подобного имущества от незаконного завладения их ценностями другими людьми.
В зависимости от формы управления принято выделять два вида частного имущества:
- индивидуальное,
- общественное.
При этом у каждого вида есть подкатегории, которые также имеют свои юридические особенности и законное обоснование. Их подробно описывает Гражданский кодекс РФ.
Индивидуальная форма частной собственности делится на:
- форма единства — всеми благами владеет единственный гражданин, который может привлечь работников по найму,
- партнерства — объединение физических лиц для ведения предпринимательской деятельности,
- кооператива — лица формируют капитал за счет продажи свободных акций.
Общественная делится на:
- коллективную форму, при которой права управления разделяются среди работников,
- государственную — имущество принадлежит городу или поселку,
- общенародную — ценности, которые принадлежат всем резидентам государства (музеи, памятные места и т. д.),
- комбинированную — образуется в случае, когда объединяются разные формы имущества.
Важную роль в жизни обычного гражданина играют совместная и долевая собственность, ведь каждое лицо так или иначе причастно к подобной форме управления имуществом.
Видео: Понятие и содержание права собственности
Совместная
Совместная собственность — имущество, одновременно принадлежащее двум и более гражданам. При этом ценности не разделены между лицами, то есть партнеры владеют ими на равных правах. Подобное возникает между супругами после заключения брака. Например, купленная в замужестве квартира не будет делиться на доли, а считается общей.
Подобный момент не распространяется на ценности, приобретенные до заключения законного союза. То есть недвижимость, купленная до брака, не станет общей после подписания документов.
Законные признаки, характерные для совместного имущества, описаны в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Долевая
Долевая собственность — имущество, принадлежащее двум или более лицам, которое разбито на доли в зависимости от произведенных вложений или выкупленной территории. При такой форме владения раздел ценностей может происходить независимо от того, являются ли граждане родственниками.
Для того, чтобы владение оказалось законным, доли должны быть официально зарегистрированы. После проведения этой процедуры участник обретает право на недвижимость.
Вам может быть интересно: Продать недвижимость на «Авито» бесплатно.
Виды объектов государственной собственности
Объекты, относящиеся к государственной собственности, установлены законом. Они:
- Составляют базу национального богатства России.
- Необходимы для работы государственных органов и решения задач масштаба страны.
- Относятся к оборонному производству.
- Обеспечивают жизнедеятельность и развитие народного хозяйства.
- Относятся к другим объектам.
Вкратце рассмотрим каждый из них по отдельности.
Объекты для функционирования госструктур и управления государственными задачами
К объектам, которые нужны для работы госорганов и управления общегосударственными задачами, относятся следующие:
- Государственная казна страны.
- Имущество, принадлежащее вооруженным силам, ОВД и иным учреждениям, финансирование которых осуществляется из федеральной казны.
- Вузы, НИИ, предприятия и иные объекты РАН, министерств, государственных научных центров.
- Предприятия и другие геологические, геодезические, гидрометеорологические и иные службы.
- Предприятия и учреждения санэпид- и ветеринарной службы.
- Предприятия патентной службы, метрологические и машиноиспытательные станции.
- Госзапасы и резервы, предприятия, которые их сохраняют.
- Исправительные учреждения, лечебно-профилактические предприятия.
Оборонное производство
К объектам оборонного производства относятся:
- Предприятия, которые производят вооружение, взрывчатые и отравляющие вещества, материалы радиации, ракеты, аппараты для полета в космос, снаряжение для военных; предприятия, которые обслуживают, запускают и сопровождают космические аппараты, выполняют НИР и ОКР в этих областях.
- Помещения запасных пунктов по управлению всеми государственными органами и объектами связи, а также инфраструктурой, которые предназначены для пользования в особое время.
Объекты по работе и развитию народного хозяйства
Объекты, которые обеспечивают работу и развитие народного хозяйства:
- Предприятия, относящиеся к добывающей промышленности.
- Топливно-энергетического комплекса.
- Электрической энергетики.
- Ж/д, воздушного, водного, трубопроводного транспорта, газификации.
- Дороги общего пользования и организации, которые их обслуживают.
- Телевизионные, радиопредприятия, связи.
- Племенные и конные совхозы и заводы, селекционные центры, госинспекции, лаборатории по испытанию сельхозкультур, хозяйства по производству рыб, серпентарии.
Субъекты и объекты
Субъектом, владеющим, пользующимся и распоряжающимся имуществом, является его собственник. В отношении федеральной собственности в Российской Федерации это, непосредственно, государство. Факт того, что имущество принадлежит стране, подтверждается государственным реестром.
Объекты госсобственности никогда не принадлежат частным лицам. Это бюджет государства, связь, системы транспорта, финансовые организации и прочее. А вот определенные объекты федеральной собственности могут передаваться муниципалитетам и регионам. Некоторые из них контролируют бюджетные организации, а другие относятся к государственной казне.
Общественная
Общественная собственность — имущество, которым владеет и распоряжается непосредственно общество, представленное коллективным субъектом.
Выделяют три формы общественной собственности:
- Государственная — возникает в результате внутренней деятельности страны. Это может быть национализация или строительство за счет федерального бюджета.
- Коллективная — общественные организации, церкви или партии.
- Муниципальная — имущество, принадлежащее местным органам власти.
Действующее законодательство неоднозначно определяет понятие «общественная собственность. В теории все, что не частное, является общественным, однако на практике это работает иначе: даже парки могут быть коммерческими.
Читать также: Крестьянское хозяйство — то это?
Какие земли относятся к федеральной собственности?
Рассмотрим их. К государственной федеральной собственности относятся такие участки земли:
- В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона «Об ООПТ» №33-ФЗ.
- Согласно п. 10 ст. 1 Закона «Об обращении лекарственных средств» № 61-ФЗ и Закона «О национальной гвардии» № 226-ФЗ, территории с военными объектами и участки, которые отведены под нужды армии и Национальной гвардии.
- Земли, относящиеся к лесному фонду, согласно ЛК РФ.
- Территории организаций и предприятий, которые принадлежат государству.
- Закрытые города.
Кроме того, имеется федеральный фонд резервных земель.
Отдельные случаи
Согласно комментариям к Конституции РФ под отдельными случаями форм собственности понимают различные общественные объединения, например, профсоюзы или политические партии. Их нельзя считать частным видом, хотя официально они являются юридическими лицами, но и признать их общественной организацией невозможно.
Особенности видов имущества для бизнеса в России:
Организации
Из-за пробелов в законодательстве имеется ряд организаций, которые довольно сложно отнести к одной из форм имущества. Это связано с особенностями структуры и выполняемыми функциями.
«Особенные» организации:
- профсоюзы,
- политические партии,
- религиозные организации.
Многие эксперты считают, что подобные компании относятся к общественному виду имущества, однако законодательно подтвердить это невозможно.
Предприятия
Для предприятий законодательство выделяет иные формы владения, основанные на особенностях организационной структуры или на долях вложенного капитала.
Иные формы имущества, характерные для предприятия:
- смешанная собственность — имущество, основанное на совокупности разных видов владения,
- иностранная — ценности, принадлежащие на правах собственности иностранным лицам,
- интеллектуальная — в качестве объектов выступают результаты умственной деятельности.
Права последней категории собственности защищены особыми законами: об авторском и смежном праве, правовой охране программ для электронных вычислительных машин и т. д.
Недвижимость и жилые помещения
Для недвижимости жилого и нежилого фонда существует единственная «иная» форма имущества — общая, которая делится на две категории в зависимости от стиля управления.
Категории общих ценностей:
- Совместная — возникает между законными супругами. При этом недвижимость не делится на доли, а принадлежит партнерам одновременно.
- Долевая — недвижимость будет делиться на равные доли. В этом случае владение и распоряжение имуществом происходит по согласию собственников.
Ярким примером второй формы является квартира, купленная по договору долевого участия. Жилой дом представлен частной собственностью — квартирами, которые являются долями, и общим имуществом в виде подъездов, лифтов и подвалов.
Разграничение
Данная процедура – это передача надела, который раньше относился к части неразграниченной территории в федеральной собственности РФ. Таким же образом передаются земли, ранее принадлежавшие регионам.
Понятие о разграничении возникло в 2001 году. Принятый порядок действовал до 2006 года, после чего был отменен ввиду сложности процесса. С июля 2006 года и по настоящее время разграничение осуществляется на основании Земельного кодекса.
Региональная, муниципальная и федеральная собственность определяется в соответствии с тремя главными признаками, в частности:
- Если на участке находится здание, относящееся к одному из субъектов, именно данный субъект имеет приоритет во время проведения процедуры разграничения.
- Земля, которой пользуется организация, может передаваться тому субъекту, на территории которого она находится.
- Если об этом говорится в законе.
Существует следующий алгоритм действий, согласно которому осуществляется разделение земель и их передача в федеральную собственность:
- Сначала разрабатывается закон, в соответствии с которым проводится данный процесс.
- Проводится работа кадастровых служб.
- Закрепляются определенные ранее границы участка. Затем устанавливается индивидуальный номер.
- Принимается акт, согласно которому соответствующий участок признается федеральной собственностью РФ.
В соответствии с определенными обстоятельствами федеральные наделы земли могут переходить в собственность как регионов, так и муниципалитетов.
Главное разделение форм права собственности состоит в делении собственности на государственную, муниципальную и частную. В свою очередь, государственная собственность подразделяется на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации.
Возможно, особое положение государственной собственности обусловлено самой ее природой, обеспечивающей существование государства. Средства, необходимые для государственных расходов, могут быть приобретаемы различным, но юридически одинаково дозволительным путем. Две главные системы суть следующие: выделение из всего народного достояния особых государственных имуществ, доходами с которых и покрываются государственные издержки; требование непосредственно от граждан выделения известной части из их имущества в пользу государства. Государственные имущества могут состоять из различных родов доходной собственности, именно из поземельной собственности, промышленных заведений и капиталов; первые два рода собственности могут состоять из собственности, приобретаемой по общим правилам гражданского права, или из исключительной собственности, право на которую принадлежит только государству, т. е. из монополий и регалий.
В законодательстве чётко определяется государственная собственность, принадлежащая Российской Федерации, и собственность, находящаяся в ведении субъектов Российской Федерации. К объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности относятся:
· объекты, составляющие основу национального богатства страны;
· объекты, для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач;
· объекты оборонного производства;
· объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства;
· прочие объекты: предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов; предприятия и организации по производству спиртовой и ликероводочной продукции.
Закон также определяет объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации. Это, например:
· крупнейшие предприятия народного хозяйства;
· предприятия атомного и энергетического машиностроения;
· учреждения здравоохранения и народного образования;
· научно-исследовательские организации;
· предприятия телевидения и радиовещания и другие.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294-295 ГК.
О каком бы виде объекта государственной собственности ни велась речь, в гражданско-правовом смысле это будет имущество. По ГК РФ понятия “вещи” и “имущество” применяются как синонимы. При этом для определения термина “имущество” используется формула: имущество — это все материальное, что имеет стоимость, а также все нематериальное, что, будучи материализовано, приобретает стоимость. Понятие имущества включает акции и имущественные права. Объектом права собственности может быть именно имущество, причем имеющее некую экономическую ценность. Часть объектов человеческой деятельности может регулироваться при помощи норм права собственности, но с особым правовым режимом, так как допускают не “полное хозяйственное господство”, а лишь ограниченные возможности использования. Кроме того, есть категории, вообще не способные выступать в роли объектов права собственности по своей природе.
Между тем объект гражданского права и объект права собственности далеко не одно и то же. Как полагает В. А. Дозорцев, не всякое имущество может быть объектом права собственности, а лишь материальные вещи, ограниченные в пространстве[1]. Ни права, ни ценные бумаги, ни тем более объекты интеллектуальной собственности, по его мнению, не являются объектами права собственности. Исключением из этого правила он считает предприятие как имущественный комплекс, да и здесь в обособленном виде обязательственные требования и другие права на объекты, не имеющие вещественного характера, никак не могут входить в число объектов права собственности. Поэтому следует достаточно четко различать имущество как родовую категорию и объекты права собственности как одну из ее разновидностей. Кстати, понятия государственной собственности и государственного имущества употребляются как синонимы и в нормативных актах России.
Необходимость классификации всего многообразия объектов собственности очевидна. Крупное деление объектов государственной собственности может проводиться в зависимости от их правового режима. Известно, что еще в древнем Риме существовало разделение на общее достояние и публичное имущество. Общее достояние — то, что по естественному праву принадлежит всем (воздух, проточная вода, море), а публичное и казенное имущество принадлежит римскому народу (реки и гавани). «Римские юристы ясно различают публичное имущество народов… от общих вещей». Публичное имущество имеет совершенно особенный режим, ибо для его отчуждения необходимо согласие народа.
В настоящее время на Западе в рамках государственной собственности выделяется так называемая публичная собственность, к ней обычно относят территориальные и некоторые иные воды, морские берега, наиболее ценные полезные ископаемые и т.п. Указанные объекты являются исключительной собственностью государства. Считается, что публичная собственность может быть использована только на общее благо.
Среди объектов права государственной собственности особого внимания заслуживает регулирование права на землю.
Как упоминалось выше, право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.
Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:
· федеральной собственности и
· собственности субъектов РФ (субъектной).
На каждом уровне правомочия владения, пользования и распоряжения распределены между законодательными органами, соответствующими министерствами и ведомствами, а также местными органами самоуправления, и реализуются через систему государственных полномочий и функций управления.
Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК). Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли — наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий, подавляющее большинство земель природоохранного назначения находятся в государственной собственности[2].
С развитием права государственной собственности связывается сложная проблема ее разграничения на право федеральной и право субъектной собственности. Проблема вызвана недостаточно ясно выраженной позицией государства относительно того, каким образом осуществить разграничение. Используются два юридически несогласованных подхода. С одной стороны, предусматривается проведение жесткого разграничения права государственной собственности физически, по объектам, и юридически. С другой, разграничение права государственной собственности одновременно предусматривается путем разграничения предметов ведения и полномочий по управлению земельными правоотношениями между государственными и субъектными органами государственной власти без физического разграничения самих земель и соответствующего закрепления самостоятельных прав собственности РФ и субъектов РФ.
Политическая поддержка первого подхода выражена в решении Правительства РФ и Центрального банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране, которое предусматривает разграничить право собственности на объекты недвижимости, включая земельные участки, между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.
Данный подход реализован при определении правового режима некоторых категорий земель. Так, Водный кодекс РФ исходит из порядка разграничения водных объектов и соответственно земель водного фонда на федеральные и субъектные по установленным критериям. На основании Лесного кодекса РФ лесной фонд объявлен федеральной собственностью при условии передачи части лесного фонда в собственность субъектов РФ в соответствии с федеральным законом.
Одновременно, Водный[3] и Лесной[4] кодексы независимо от фактического разграничения устанавливают порядок согласованного совместного вынесения решений по вопросам правового режима соответствующих земель. В развитие Лесного кодекса не было принято ни одного решения относительно признания участков лесного фонда — субъектной собственностью. Водные объекты частично разграничены, однако легитимность такого разграничения вызывает сомнения, так как на основании ст. 67 Конституции внутренние воды и территориальное море ни при каких условиях не могут быть субъектной собственностью, так как не входят в территорию субъектов РФ.
При этом независимо от того, какие действия будут предприняты в этой области, оба Закона предусматривают участие государственных органов обоих уровней в управлении собственностью. Целесообразность физического проведения разграничения в этом случае, равно как и юридического оформления прав двух субъектов, ставится под сомнение.
Данное противоречивое положение порождает интересную ситуацию, когда наряду с федеральной и субъектной собственностью на землю, de facto, но вне закона существует еще один вид права государственной собственности — право некой «общей» (не разграниченной физически) государственной собственности.
Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляете соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектов РФ, хотя в большинстве случаев принцип, раздельного управления не реализуется.
Таким образом, можно сделать вывод, что правовой статус объектов государственной собственности содержится в целом ряде нормативных актов, относящихся к различным отраслям права.
[1] Дозорцев В. Принципиальные черты права собственности в Гражданском кодексе // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. Сборник памяти С. А. Хохлова / Отв. ред. А..Л. Маковский.М., 1998. С 205.
[2] Звеков В. Участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, ркгулируемых гражданским законодательством // Хозяйство и право. — 1998. — №5. — С.13-19.
[3] Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.) // «Российская газета» от 23, 25 ноября 1995 г.
[4] Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 21, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 21 июля 2005 г.) // «Российская газета» от 4 февраля 1997 г.
Возникновение федеральной собственности
Существуют определенные правила. Они обуславливают процесс появления федеральной собственности на землю. Это происходит посредством использования следующих методов:
- Государство может инициировать процесс изъятия земли, которая находится в собственности у частников. При этом статьей 279 ГК РФ предусмотрено право изъятия соответствующего надела с целью обеспечения государственных нужд путем выкупа.
- Другой метод заключается в национализации, о которой говорится в ст. 235 ГК РФ. Согласно положениям этой статьи, условия и порядок изъятия собственности реализуется посредством выплаты компенсации стоимости надела земли, так же как и иных дополнительных издержек.
Эти два метода отличаются друг от друга, хоть и в обоих случаях финансовые потери компенсируются.
Регистрация права собственности
С 1998 года единственное место, которое может подтвердить право собственности на имущество, — это Единый государственный реестр прав (ЕГРП). Чтобы получить выписку, требуется заказать ее в Росреестре (ГКН).
Если право управления до сих не зарегистрировано, то необходимо с заявлением обратиться в ближайший многофункциональный центр (МФЦ), приложив пакет документов.
Перечень необходимой документации:
- заявление,
- паспорт,
- справка о приобретении недвижимости,
- документ о зарегистрированных лицах,
- кадастровый паспорт,
- чек, подтверждающий оплату госпошлины.
В зависимости от конкретных обстоятельств сотрудники МФЦ имеют право запросить дополнительные документы.
Изъятие
Данная процедура регламентируется Земельным кодексом. Выкуп – это один из наиболее востребованных правовых инструментов такого изъятия. По закону, выкуп наделов земли с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд может иметь место только в исключительных случаях. Этот принцип защищает права граждан. Об этом исполнительный орган выносит специальное распоряжение.
Решение может быть принято в отношении федеральной собственности, собственности субъектов РФ соответствующими органами. Местные власти не имеют таких полномочий. Поэтому для этого им приходится обращаться в вышестоящие инстанции. Как показывает юридическая практика, которая направлена на выкуп земли для государственных нужд, обычно право собственности передается третьему лицу.
Процесс разгосударствления
Под разгосударствлением принято понимать процесс передачи имущества от государства в руки частных лиц. Процедура включает в себя несколько направлений, главное из которых — сокращение доли участия госсектора в экономике страны.
Разгосударствление — система мер, направленных на преобразование государственной собственности для устранения чрезмерного участия государства в экономике.
Помимо прочего, процедура означает практически полное снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, но это не означает, что руководство страны перестает играть существенную роль в рыночной экономике.
Основные способы разгосударствления:
- либерализация рынков — открытие новых возможностей для основания рынка новыми хозсубъектами,
- коммерциализация — перевод государственных организаций на коммерческий расчет,
- стимулирование создания смешанных предприятий,
- денационализация.
Все четыре инструмента применяются в совокупности, выражаясь в изменении форм управления организации и совершенствовании механизма рыночной экономики.
Порядок изъятия
Порядок и процедура изъятия, а также передача в федеральную собственность устанавливается земельным законодательством. Согласно статьям 279-281 ГК РФ, данный процесс представляет собой соблюдение следующих этапов:
- После принятия решения об изъятии земель для муниципальных или государственных нужд государственные структуры отправляют письменное уведомление владельцу в период не позже одного года до осуществления выкупа.
- При этом обеспечиваются определенные гарантии гражданам, согласно которым участок не может изыматься без соответствующей воли субъекта по любым причинам в установленный период.
- Затем выполняется процедура торгов, при которых государственные органы и собственник надела земли выкупают интересующую территорию.
Если, по мнению владельца, подобное изъятие носит незаконный характер, он вправе обратиться в суд для защиты своих интересов.
Причины для изъятия
Соответствующие основания для изъятия предусмотрены в ст. 49 Земельного кодекса, где предусмотрен исчерпывающий список. В него входит:
- Передача земли для государственных нужд, если государство способно благодаря этому решить проблемы по исполнению своих обязательств.
- Перевод земли в государственную собственность из частной осуществляется, когда нужно разместить государственный объект и иные варианты являются неподходящими для строительства.
- После появления обстоятельств, предусмотренных в федеральном законе, территория может выкупаться.
В то же время существуют случаи, при которых нет права в федеральную собственность переводить земли. К таковым относятся следующие:
- Земли находятся на территории ООЗ, в соответствии со ст. 93 Земельного кодекса.
- Земли лесного фонда, принадлежащие к первой группе, согласно ст. 101 Земельного кодекса.
Данные ограничения обеспечивают соблюдение интересов охраны заповедных, лесных и сельскохозяйственных участков.
Субъекты экономического рынка
Субъекты экономического рынка — предприятия, домашние хозяйства и государство, объединенные в единую систему экономических взаимоотношений и выполняющие определенные функции. Для них предусмотрены отдельные формы управления.
Необходимо помнить о том, что с 2015 года не существует таких способов управления, как ЗАО и ОАО. На их смену пришли публичные и непубличные организации.
ООО
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) является одной из форм управления имуществом, при которой капитал организации формируется за счет вкладов участников. Они принимают активное участие в продвижении и развитии предприятия.
Особенности формы собственности ООО:
- минимальный размер уставного капитала — 10 000 рублей,
- все решения принимаются на общих собраниях путем голосования,
- учредители, создавшие ООО, не несут материальной ответственности по материальному ущербу после своей деятельности.
Именно последний пункт обеспечивает популярность ООО: граждане или организации, входящие в состав общества, не несут материальных рисков в случае банкротства компании или ее ареста. Яркий пример ООО в России — завод по сборке автомобилей «Рено».
Вам может быть интересно: Расшифровка ООО: что значит эта аббревиатура?
Индивидуальные предприниматели
Индивидуальный предприниматель (ИП) — самая простая форма имущества, которая зарекомендовала себя для начинающих бизнесменов. В современных реалиях именно она является наиболее популярным видом управления.
Почему стоит открывать ИП:
- нет минимальной суммы денег для начала деятельности,
- относительно небольшое количество отчетности,
- нет территориальных ограничений,
- кроме налогов, все заработанные средства идут непосредственно предпринимателю.
Главная особенность ИП — владельцы полностью ответственны за материальный ущерб, причиненный организацией. То есть предприниматель должен будет из своего имущества покрыть задолженность в случае банкротства.
Видео: Что такое ИП
Партнерство
Партнерство — добровольная ассоциация от двух человек, которые объединились для ведения совместного бизнеса с целью получения прибыли. Товарищества могут различаться по степени участия партнеров в деятельности компании, однако суть организации от этого не изменится.
Преимущества партнерства:
- легкая организация — достаточно подписать соглашение,
- большой начальный капитал за счет объединения людей,
- упрощенное управление фирмой за счет распределение обязанностей между владельцами.
Основной недостаток товарищества — равные права в управлении. Разделение власти может привести к конфликту интересов.