Какие документы нужно оформить после смерти родственника

Так уж принято, что факт смерти человека не обходится без решения бюрократических вопросов. Хлопоты по оформлению документов обычно берут на себя родственники. Для того чтобы уладить последние дела умершего, граждане иной раз проходят цепочку до пяти инстанций. Бесспорно, трудно в момент, связанный с потерей близкого человека, заниматься ещё и получением обязательных документов. Но если не сделать этого вовремя, то проблемы впоследствии могут возникнуть и у живых граждан.

Содержание:

  • Перевозка усопшего в морг
  • Медицинское заключение из морга
  • Оформление свидетельства о смерти
  • Смерть в другой стране или городе
  • Получение пособия на захоронение
  • Паспорт о захоронении
  • Оформление наследства

Столкнувшись с утратой близкого человека, далеко не каждый знает, что делать в такой ситуации, какие документы нужно оформить после смерти, как правильно устроить похоронную церемонию. В минуты беды легко растеряться, ведь многие бумаги следует собирать уже в первые дни после кончины. В статье мы постарались собрать для вас наиболее важную информацию по подготовке к захоронению и рассказать обо всех особенностях оформления документации для проведения похорон.

Перевозка усопшего в морг

Если человек умер в домашней обстановке, сразу после смерти родственникам нужно вызвать скорую помощь и полицию. После прибытия сотрудники произведут осмотр тела и предоставят несколько документов, которые потребуются в дальнейшем при организации похорон. Врачи скорой помощи выписывают протоколы осмотра и констатации смерти, а сотрудники правоохранительных органов – протокол об осмотре тела. Если у полиции возникают сомнения относительно причин кончины, усопшего могут забрать на судмедэкспертизу. При обнаружении факта насильственной смерти будет возбуждено уголовное дело. Если человека скончался естественным образом, выносится постановление об отказе в возбуждении дела. В любом случае, забрать тело можно будет только по письменному разрешению прокуратуры или полиции.

Оформление свидетельства о смерти

В обязательный список документов после смерти входит свидетельство из ЗАГСа, которое подтверждает кончину человека. Оно оформляется на гербовой бумаге и предоставляется родственникам в бесплатном порядке. Чтобы получить свидетельство, надо посетить ЗАГС со следующим пакетом документации:

  • паспорт ответственного лица;
  • медицинская справка о смерти из морга;
  • удостоверение личности умершего;
  • заявление по форме №16 (составляется в ЗАГСе при оформлении свидетельства).

Документ выдают на руки уже в день обращения. Получателями могут быть родственники или законные представители. На его основании можно выполнять дальнейшую подготовку погребения. Бумага потребуется при оформлении могилы на кладбище, проведении кремации, получении пособий и выплат на захоронение, а также при вступлении в права наследования.

Для чего необходим данный документ

Не все люди полностью понимают, что данный документ крайне важен. Наличие такой справки наделяет родственников следующими возможностями:

  • получить свидетельство о том, что родственник умер. Такое свидетельство помогает решить достаточно большой перечень возникших после смерти спорных вопросов, которые будут касаться как наследства, так и деления движимого и недвижимого имущества;
  • документ позволит получить финансовую помощь от государства на погребение. Также немаловажным является данный документ, если необходимо оформить пенсию по потере кормильца;
  • при подписании договора с ритуальными услугами также требуется такая бумага. В этот пункт входит предоставление места на кладбище и проведение похоронной процессии.

Внимание!

Если документ был утерян или уничтожен, то необходимо взять дубликат в ЗАГСе.

Смерть в другой стране или городе

Кончина человека в другом городе или государстве – это отдельный случай, требующий сбора большого пакета документации согласно особенностям региона. Как правило, оформлением медицинской справки в такой ситуации занимается больница, в которой скончался покойный. Чтобы доставить усопшего в родной город, потребуется организация перевозки «груз-200». За такой услугой целесообразно обращаться в специализированные ритуальные компании.

Чтобы перевезти тело самолетом, необходимо подготовить такую документацию:

  • свидетельство смерти;
  • справку о бальзамировании;
  • справку СЭС;
  • документ, подтверждающий отсутствие в гробу посторонних предметов;
  • удостоверение личности сопровождающего лица.

В случае кончины за рубежом все вопросы о перевозке берет на себя консульство. Для транспортировки потребуются паспорт усопшего, его виза (при наличии), медицинская справка о смерти с указанием, что человек умер за границей.

Получение пособия на захоронение

Любое лицо, которое возложило на себя обязанности по проведению похорон, имеет право на получение социального пособия от государства. Его размер устанавливается местными органами власти и может различаться в каждом регионе РФ. Выплату средств производят в день обращения на основании следующей документации:

  • заявление о выдаче пособия;
  • справка о смерти;
  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о смерти;
  • реквизиты банка для перечисления средств.

Подать заявку нужно не позднее 6 месяцев от даты кончины. Обращаться за пособием следует в организацию согласно статусу покойного. Так, если человек работал на момент упокоения, средства выплачиваются по месту его трудоустройства. Если усопший был безработным, заявление подается в отдел соцзащиты по месту регистрации, для пенсионеров – в территориальное подразделение ПФ РФ. Выдачей пособий на военнослужащих занимается военный комиссариат.

Законодательство

Федеральное законодательство

  • Федеральный закон от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»
  • Федеральный закон от 23.06.2016 №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»
  • Федеральный закон от 29.12.2017 №438-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации некоторых актов гражданского состояния в многофункциональных центрах предоставления государственных …
  • Федеральный закон от 29.12.2017 №472-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»
  • Постановление Правительства РФ от 07.07.2017 №807 «Об утверждении Правил использования усиленных квалифицированных электронных подписей при ведении Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и переводе в электронную форму …
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 №2934-р «Об утверждении перечня сведений, включаемых в запись акта гражданского состояния, конвертируемую (преобразуемую) в форму электронного документа»
  • Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 01.10.2018 №200 «Об утверждении форм справок и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, и Правил заполнения форм справок …
  • Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 01.10.2018 №201 «Об утверждении форм заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния и правил заполнения форм заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния»
  • Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 01.10.2018 №202 «Об утверждении форм записи актов гражданского состояния и Правил заполнения записей актов гражданского состояния»
  • Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 13.08.2018 №167 «Об утверждении форм бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и Правил заполнения форм бланков свидетельств о государственной регистрации актов …

Оформление наследства

Если умерший был собственником дома или квартиры, после его кончины родственникам необходимо вступить в права наследования имуществом. Недвижимость и другие ценности передаются близким по закону или завещанию. И в том, и в другом случае наследство следует оформить на протяжении 6 месяцев от момента перехода в иной мир. Для вступления в наследование необходимо посетить нотариуса и подать соответствующее заявление. К заявке прилагаются:

  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о смерти;
  • завещание (при наличии);
  • выписка из домовой книги или лицевого счета о месте регистрации усопшего;
  • подтверждение родства (при отсутствии завещания).

Заявление можно подавать лично или через законного представителя. В последнем случае потребуется нотариально заверенная доверенность на его имя. Чтобы нотариус мог предоставить свидетельство о праве наследования, он должен знать, что включает в себя имущество покойного. В этих целях к заявлению прилагаются правоустанавливающие документы на недвижимость. В случае с автомобилем при себе нужно иметь паспорт транспорта, свидетельство о регистрации авто, справку о рыночной оценке транспортного средства.

Если вы не знаете, что делать после смерти родственника, какие документы собрать для проведения похорон, обращайтесь за помощью в ритуальную службу «Честный Агент». Наши специалисты обладают большим опытом в организации траурного мероприятия и готовы взять на себя все вопросы с документацией. Мы поможем быстро собрать необходимые бумаги и провести погребение умершего родственника на высоком профессиональном уровне.

Расскажите друзьям:

Получение свидетельства

После смерти отца или другого родственника потребуется в обязательном порядке зарегистрировать данный факт. Полномочиями на проведение указанных действий обладают сотрудники ЗАГС. Кроме того, регистрация проводится в учреждениях, оказывающих медицинские услуги. Указанный акт рассматривается в качестве базового, в нем содержатся сведения относительно даты и времени, месте, где скончался человек. Документацию требуется оформить для того, чтобы совершать действия, являющиеся значимыми с юридической точки зрения.

Оформление может совершаться лицами, состоящими в родстве с покойным или другими гражданами.

Указанные мероприятия могут выражаться в форме:
  • оформление бумаг, связанных с наследственной массой;
  • выписка погибшего с квартиры, где он проживал;
  • посещение фискальных органов для снятия лица с учетов.

Основанием для получения рассматриваемой бумаги выступает заключение, выданное медиками либо решение судебного органа. Последний акт используется в ситуации, когда вестей о гражданине нет на протяжении пятилетнего периода. Процесс оформления документов состоит из нескольких последовательных действий. На начальном этапе происходит фиксация факта гибели. Делают это сотрудники медицинской организации. Затем выдается свидетельство, указывающее на наличие данного факта. В органы ЗАГС направляются сведения относительно кончины лица.

ВАЖНО !!! Лица, заинтересованные в получение документации, обращаются в ЗАГС, где оформляют свидетельство, подтверждающее смерть человека.

Оформить можно по месту:
  • там, где проживал покойный;
  • место гибели.

В последнем случае речь идет об организациях, оказывающих медицинские услуги. Когда смерть лица наступает в поездах или самолетах, то фиксация производится врачами, находящимися на борту или сотрудниками госпиталя, расположенного в ближайшем населенном пункте. Полномочия относительно фиксации факта гибели гражданина имеются у врачей и фельдшеров. Для получения свидетельства потребуется написать заявление и направить в ЗАГС. В начале документа указывается наименование органа и данные его руководителя. Затем отражается просьба относительно выдачи свидетельства и перечисляются цели получения акта. К примеру, это может быть получения наследственной массы.

ВАЖНО !!! В содержательной части отражаются сведения о покойнике, в том числе, его фамилия и инициалы, день гибели. Указать потребуется данные акта, посредством которого удостоверялась личность умершего. Когда гражданин подает заявление, ему нужно приложить документ, подтверждающий его личность и квитанцию о внесении государственной пошлины. В законе отражена величина. Она равна 350 рублей. Кроме того, потребуется заключение, выданное медиками.

Если нет паспорта умершего не удастся получить рассматриваемый акт. Однако, имеются исключения. Если паспорт сохранился, то его нужно передать сотрудникам ЗАГС. Предусматривается несколько вариантов обращения в указанный орган. В том числе, это личное посещение или с помощью разных сайтов. К примеру, через Госуслуги. Последний способ удобен тем, что обращение к сервису может происходить в праздничные дни или в выходной день.

Для обращения к Государственным услугам потребуется иметь в аккаунт, который верифицирован. Кроме того, у человека должна быть электронная подпись. Чтобы пройти верификацию, нужно обратиться в ЗАГС или партнерские офисы. При себе должен быть акт, посредством которого удостоверяется личность лица. Электронная подпись формируется в уполномоченных агентских компаниях, которые специализируются на их изготовлении.

ВНИМАНИЕ !!! Обратить внимание нужно на то, что ее изготовление платное. Оплатить потребуется порядка 3,5-6,5 тысяч рублей.

За получением свидетельства могу обратиться родственники погибшего или представители судебных органов, МВД и прочие лица, заинтересованные в этом. Форма рассматриваемого документа отражена в приказе, изданном Минюстом под № 142. В законе отражены сроки, на протяжении которых реализуется выдача первичной документации. Период составляет от 4 до 10 дней.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]