Авария на пешеходном переходе вызывает ступор как у провокатора инцидента, так и у потерпевшего. В правилах дорожного движения четко указано, что пешеходы имеют приоритет перед автолюбителями, так как машина создает повышенную опасность согласно ст. 1079 ГК РФ. Однако не всегда пеший человек оказывается правым. Что делать в случае ДТП на пешеходном переходе в первую очередь? Существует ли порядок действий для установления причины и вины правонарушителя? И какие выплаты полагаются за физический и моральный ущерб пострадавшей стороне в аварии на пешеходном переходе?
Каковы основные действия, если сбила машина?
Если сбила машина на пешеходном переходе, основные действия зависят от того насколько тяжелая степень травм и увечий у пешехода. Если человек находится в сознании, не имеет повреждений опасных для здоровья и способен адекватно воспринимать ситуацию, он должен вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.
После звонка в правоохранительные органы необходимо:
- Вызвать карету скорой помощи, даже если отсутствуют серьезные основания. Заключение медработника понадобится для последующей процедуры взыскания ответственности с виновника.
- Зафиксировать данные об автомобиле, совершившем наезд – номер, марку (данный пункт особо важен в тех случаях, когда машина скрылась в неизвестном направлении).
- Заполнить заявление о привлечении водителя к гражданской ответственности и передать документ полиции.
- Попросить очевидцев выступить свидетелями, взять их контакты на тот случай, если будет подано исковое заявление в суд.
Уголовная ответственность пешехода
Она наступает в тех случаях, когда по вине пешехода произошло ДТП – неважно с наездом на него или же тот просто создал помеху, в результате чего, к примеру, другие транспортные средства столкнулись, где людям причинён тяжкий вред здоровью или смерть.
И данный вопрос регулируют 2 статьи УК:
- если в ДТП по вине пешехода погиб человек, то применяется часть 1 статьи 109 Уголовного кодекса – причинение смерти по неосторожности,
- при 2 и более погибших, где виновник – пешеход, применяется уже часть 3 этой же статьи,
- за тяжкий вред будет статья 118, ч.1 УК.
Судебная практика ВС, где рассматривались дела с пешеходами, которым вменялась статья 109 или статья 118.
Уход с места аварии
Под оставлением места происшествия понимается уход или удаление одной из стороны на большое расстояние. Если участник не дождался приезда уполномоченных лиц, умышленно покинув локацию столкновения, ему грозит административное либо уголовное наказание.
Не считается уходом перемещение транспортного средства на обочину для освобождения пути другим автомобилям (ПДД пункт 2.6).
В противном случае уход рассматривается как бегство с места преступления и предусматривает серьезное наказание для совершившего это действие.
Важное замечание!
Если вреда здоровью нет, но есть имущественный вред
Тогда предусмотрена гражданская ответственность. Например, если пешеход в результате этого упал, испачкался вы сбили его собаку (домашние животные по ГК РФ считаются имуществом).
В таком случае вред нужно будет возмещать, согласно расходам потерпевшего на восстановление своего имущества (той же одежды) до исходного состояния.
Если причинён лёгкий вред здоровью пешехода
Тогда есть риск лишения прав по части 1 статьи 12.24 Административного кодекса. Но эта норма не подразумевает безусловного лишения права управления. Водителю на выбор рассматривающего дело лица могут назначить:
- штраф от 2500 до 5000 рублей за наезд на пешехода с причинением лёгкого ущерба здоровью,
- лишение прав на 1-1,5 года.
Это административная ответственность, и она не отменяет гражданской – возмещения затрат на восстановление здоровья и имущества, пострадавшего в результате ДТП с наездом.
Обратите внимание, под лёгким вредом в этой статье имеется в виду несильную утрату здоровья или незначительную утрату работоспособности. На какое, законодательство 2021 года не конкретизирует.
Если причинён средний вред здоровью
Под средним ущербом законодатели уже понимают потерю здоровья на длительное время, но без риска для жизни, либо потерю трудоспособности по меньшей мере на треть.
И вот за такой вред сбитому пешеходу водителю уже грозит либо штраф от 10 до 25 тысяч рублей, либо лишение прав на 1,5-2 года.
Если водитель при этом был пьян
Тогда по административному праву, в отличие от уголовного, ему просто назначат ещё одно наказание – лишение прав за пьянку (статья 12.8 или 12.26 КоАП – последняя, если отказался от медицинского освидетельствования).
По каким номерам звонить в ГИБДД?
Если сбила машина на пешеходном переходе, для вызова патрульной службы по России функционируют бесплатные единые номера, которые можно набирать с любых мобильных телефонов:
- 102 – вызов полиции напрямую;
- 112 – вызов полиции через МЧС.
А также отдельные номера для некоторых сотовых операторов:
- 002 – Билайн,
- 020 – Мегафон, МТС, Tele2,
- 902 – Скайлинк.
Желательно сохранить один из номеров на гаджете как быстрый вызов. Это значительно сэкономит время и не подведет в стрессовой ситуации.
Сбил человека вне пешеходного перехода: ответственность
При столкновении автотехники и человека в любом случае железный агрегат пострадает в меньшей степени. На авто останется, скорее всего, небольшая вмятина, которая без следа устраняется в обыкновенном автосервисе, а вот пешеход может получить серьезное увечье, инвалидность или вовсе погибнуть…
Допустим, случайно сбил человека, полицию не вызывали, поскольку никто не пострадал, все разрешили мирно, без эксцессов. Но такой сценарий разыгрывается нечасто.
Поэтому в зависимости от степени нанесенного вреда человеку (или нескольким людям) и вследствие несоблюдения правил дорожного движения автомобилисту может грозить гражданская, административная или уголовная ответственность:
- Гражданская ответственность (наименее жесткая).
Вне зависимости от того, по чьей вине произошел инцидент, именно автовладелец возмещает затраты на лечение, испорченное имущество пострадавшего и прочие потери. Помочь избежать всего этого может только суд, если в процессе разбирательства дела выяснится, что вред пострадавшему был причинен в результате непреодолимой силы или хуже того — по злому умыслу (мошенничеству) попавшего под колеса. - Административная ответственность (средней тяжести).
Если потерпевшему нанесены травмы средней степени, то водителю, допустившему наезд, придется в зависимости от степени причиненного ущерба по решению суда выплачивать штраф в размере от двух с половиной до двадцати пяти тысяч рублей, а также распрощаться со своими водительскими правами на срок от года до двух. - Уголовная ответственность (самая суровая).
Сотрудники Госавтоинспекции проводят проверку по факту наезда по двум направлениям:1) была ли возможность избежать столкновения с пешеходом в отдельно взятом случае;
2) нарушил ли водитель правила дорожного движения.
Кроме того, проверяется техническая исправность автомобиля на момент правонарушения и выясняется, насколько сильно подорвано здоровье пострадавшего вследствие попадания под колеса.
ДТП при обгоне на перекрестке.
Об ответственности за наезд на пешехода узнайте тут.
Что делать если задела человека машиной на стоянке
Если сбил человека вне пешеходного перехода, ответственность несет водитель по факту проверки происшествия. Если в ходе проверки устанавливается полная невиновность водителя, то водитель не подлежит ни уголовной, ни административной ответственности.
В случае получения пешеходом тяжелых травм или вообще все закончилось его летальным исходом, то есть все основания привлекать виновного к уголовной ответственности. Тяжкий подрыв здоровья — это когда пострадавший находится при смерти или остался на длительное время (или навсегда) недееспособен.
Насколько все серьезно с состоянием потерпевшего — должна определять судебно-медицинская экспертиза. К примеру, экспертиза сочла причинение вреда незначительным, то уголовное дело не возбуждается, пусть и доказана вина шофера. Материалы передаются в суд для последующего разбирательства и вынесения административного наказания.
Важно! Максимум, что присуждается виновному по таким делам — лишение свободы сроком девять лет, а также изъятие прав на три года.
Когда прав пешеход при наезде?
Проявление осторожности на проезжей части – это вполне естественная реакция каждого пешего человека. Если переходить дорогу в положенных местах, риск угодить под колеса автомобиля невелик. Однако если наезд произошел, правда будет на стороне пешехода в случае наличия у него доказательств о том, что он действовал по правилам.
Ответственность с пешехода снимается при таких обстоятельствах:
- при движении по «зебре» (перед этим нужно убедиться, что вы находитесь в поле зрения водителей);
- при осторожном переходе трассы на нерегулируемых, но обозначенных дорожными знаками участках (пункт 4.5 ПДД);
- при переходе по линиям тротуаров (пункт 4.3 ПДД);
- при условиях ограниченной видимости или плохой погоде, если человек двигался по проезжей части и при наличии светоотражающих элементов в одежде (пункт 4.1 ПДД).
Обязанности водителя и пешехода по ПДД
В дорожном движении отношения водитель-пешеход регулируются Правилами через соответствующие запреты и обязанности, коррелирующие так, чтобы одной группе участников движения было что-то было запрещено или предписано уступить дорогу, а другой – дано право приоритета.
И в этом контексте далеко не все автолюбители, и, тем более, пешие участники знают свои права, а, главное, обязанности. Потому наш долг – перечислить их.
Итак, в обязанности пешеходов входит:
- переходить дорогу только по пешеходному переходу, а если последний регулируемый, то только на зелёный (п. 4.3 и 4.4 ПДД),
- но есть возможность и перейти вне перехода, при условии, что его нет в зоне видимости, и при этом пешеход обязан уступить дорогу автомобилисту, не должен выходить из-за стоящих машин и несёт ответственность за неисполнение обязанности (пункт 4.3),
- двигаться только по тротуарам и пешеходным дорожкам, если их нет – по обочине, если нет её – по краю проезжей части против хода движения и в один ряд (п. 4.1),
- если на перекрёстке нет перехода, то переходить можно вдоль линии тротуара или дорожки,
- если пешеход не успел перейти дорогу на зелёный и загорелся красный, то обязан остановиться на разделительной линии или островке при их наличии,
- равно как и водители, пешие лица обязаны пропускать автомобили спецслужб с включёнными маячками и сиреной.
Обязанности водителя согласуются с правами пешехода, чтобы не допустить наезда на последнего, и они нижеследующие:
- уступать дорогу пешеходам на переходе,
- уступать дорогу везде пешеходам с белой тростью в руке (которая сигнализирует о том, что участник движения слепой),
- дать пешеходу закончить переход, если для того загорелся красный,
- при поворотах не создавать пешеходам помех.
Самая важная тонкость ДТП с участием пешехода заключается в том, что водитель в этом случае несёт 2 вида ответственности: административную за нарушения ПДД и гражданскую – за вред, причинённый пешеходу. Равно как и пешеход обязан возместить вред при своей вине в ДТП, а также подлежит штрафу или уголовной статье в зависимости от последствий наезда.
Что делать, если водитель скрылся?
Отвечать перед законом за непреднамеренную аварию на пешеходном переходе захочет не каждый водитель. Некоторые поддаются слабости и скрываются, хотя согласно ст. 265 УК РФ этого делать нельзя. Что может сделать пострадавший, когда второй участник инцидента решил избежать наказания?
Прежде всего, если сбила машина на пешеходном переходе, необходимо постараться запомнить марку, цвет и, по возможности, номер автомобиля, а также внешнее описание того, кто находился за рулем. Затем опросить свидетелей и дождаться полицейских, которым следует подробно рассказать о случившемся и указать приметы виновного. Необходимо записать координаты очевидцев для возможности связаться с ними в дальнейшем в случае необходимости.
Как должен действовать пешеход после ДТП
Опишем алгоритм действий при лёгких и средней тяжести травмах, позволяющих адекватно оценить ситуацию и двигаться в определённых рамках без угрозы для здоровья и жизни. При тяжёлых травмах о каких-либо действиях пострадавшего, кончено же, говорить не приходится – от него уже ничего не зависит, остаётся надеяться на помощь водителя, служб спасения, очевидцев произошедшего.
Первое, что надо сделать – вызвать медпомощь. В ГИБДД можно также позвонить, но сотрудники скорой помощи автоматически сообщают в этот орган об аварии сами. Далее, необходимо дождаться приезда медработников и полиции. Важно запомнить марку автомобиля, его номер, характерные приметы. Особенно это касается случаев, когда водитель оставляет место ДТП. Если были свидетели – записать их данные, телефоны, попросить остаться до приезда полицейских.
По приезду сотрудников ГИБДД необходимо написать и подать им заявление с просьбой открыть уголовное дело. Писать документ необходимо в двух экземплярах, один из них оставляют себе с отметкой о принятии заявления. После оказания помощи необходимо убедиться в фиксации медицинскими сотрудниками травм и степени их тяжести.
Как избежать наезда
Пешеход в глазах водителя всегда является источником опасности в той или иной мере. Очень сложно предугадать его действия. Особенно опасное поведение в критических ситуациях проявляют дети, пожилые люди и женщины. Всем известны случаи внезапного выскакивания на дорогу, метаний посреди проезжей части, стояние у края бордюра и резкое движение, попытки перебежать дорогу.
Лучшим выходом, если есть угроза наезда, является остановка движения: водителям проще заметить неподвижный объект и объехать его.
Если гражданин оказался на проезжей части, и его сбила машина, то будет проводиться экспертиза, которая учитывает степень видимости его для водителя, анализ расцветки одежды, дорожного покрытия и подобное. Если длина тормозного пути окажется меньше расстояния до пострадавшего, то предотвращение аварии было невозможным.
Нормативная база
Столкновение с пешеходом на обозначенном переходе подлежит рассмотрению с точки зрения закона. На виновного участника дорожно-транспортного происшествия налагается ответственность, степень тяжести которой зависит от характера ситуации, состояния здоровья потерпевшего, нюансов возникновения аварии.
Нормативная база выделяет три формы ответственности:
- Гражданская – наступает при легких телесных повреждениях, когда водитель берет на себя обязательство оплатить лечение второй стороне, а также взять расходы на лекарство, упущенную выгоду.
- Административная – связана с получением пешехода травм средней и тяжелой степени, утратой трудоспособности на непродолжительное время сроком до 10 суток.
- Уголовная – применяется при нанесении серьезных увечий и летальном исходе пешего лица.
Санкции вступают в силу после выяснении всех тонкостей сотрудниками ГИБДД и признании нарушителя виновным.
Действия водителя после дорожно-транспортного происшествия
В законодательстве все действия водителя после произошедшего дорожно- транспортного пришествия указаны в пункте 2. 6 Правил Дорожного Движения.
Водитель обязан:
- Незамедлительно остановить автомобиль, выставить аварийный знак, включить аварийную сигнализации, в виде габаритных огней;
- Организовать защиту пострадавшего от столкновения лица от других участников дорожного движения, что исключит вероятность причинения дополнительных, более серьезных повреждений;
- Вызвать все необходимые службы, такие как скорая помощь, служба спасения и Государственную Инспекцию Безопасности Дорожного Движения;
- Оказать необходимую помощь пострадавшему лицу, но, ни в коем случае нельзя каким- либо образом перемещать пострадавшего, это условие связанно с тем, что перемещение может негативно отразится на его состоянии и возрастет угроза здоровью и жизни. Только в экстренной ситуации, когда присутствует экстренная необходимость и высокая вероятность летального исхода, то необходимо доставить пострадавшего в ближайшую больницу на другом автомобиле, при этом автомобиль виновника произошедшего ДТП должен оставаться на месте до прибытия сотрудников полиции.
Лицо будет привлечено к уголовной ответственности по статье 125 Уголовного Кодекса Российской Федерации за неоказание необходимой помощи.
Экстренные службы можно вызвать по следующим бесплатным телефонам:
- 112 — по данному номеру можно связаться с дежурным диспетчером службы спасения. Данный номер единый для любых операторов сотовой связи, при звонке на номер 112 вы свяжитесь с диспетчером службы спасения города, в котором вы находитесь или к диспетчеру того города, который находится в непосредственной близости от вас. Если на вашем телефоне нет денежных средств, то вы все равно сможете сделать звонок, так же звонок будет совершен и в том случае, если сим-карта будет заблокирована или ее вообще не будет в телефоне;
- 030 — вызов скорой помощи для абонентов сети МТС и Мегафон;
- 003 — номер скорой помощи для абонентов сети Билайн;
- 002 — номер по которому можно связаться с дежурным службы полиции для абонентов сети Билайн;
- 020 — звонок дежурному службы полиции доступный пользователям сети Мегафон и МТС.
Ни в коем случае не следует отпускать пострадавшего без оказания необходимой медицинской помощи, в состоянии шока человек не может трезво оценивать свое состояние и может совершить попытку покинуть место дорожно-транспортного происшествия, через некоторый период времени он может скончаться от полученных травм.
Даже при условии того, что пострадавшее лицо скрылось с места аварии, человек, который управлял автомобилем, должен в обязательном порядке дождаться сотрудников ГИБДД, это действие поможет не усугубить сложившееся положение.
Если вы скроетесь с места преступления, то санкции за совершенное деяние будут намного жестче, к тому есть высокая доля вероятности, что потерпевший напишет заявление через некоторое время после случившего ДТП.
Рекомендуется зафиксировать в письменном виде показания свидетелей произошедшей аварии, при условии, что они есть. Также стоит зафиксировать на электронные носители все обстоятельства, следы дорожно-транспортного происшествия, а также указать точное время и дату, пройти процедуру оформления у прибывших на место сотрудников дорожно-транспортной службы.
На записи с камеры должно хорошо просматриваться положение автомобиля, следы, оставшиеся после торможения с приложенной к ним линейкой, также должно быть видно расположение пострадавшего от столкновения, далеко не последнюю роль играют погодные условия и состояние дорожного покрытия, расположенные непосредственно рядом с местом аварии знаки и линии разметки.
При наличии ОСАГО, водитель обязан обратить в компанию для того, чтобы потребовать возмещения вреда здоровью пешеходу, пострадавшему в ДТП, в размере до 500 000 рублей, который установлен в статье 7 Федерального Закона № 40 от 25 апреля 2001 года, а также на основании статьи 1 п. 6а № 223 от 21 июля 2014 года.
В обязанности водителя входит: принятие активного участия в оформлении протокола ДТП, ознакомление со схемой, получение справки о произошедшей аварии по роспись. Если в машине был установлен видеорегистратор, то всю информации с него водитель обязан предоставить сотруднику ГИБДД.
Если ваше мнение не сходится с информацией, изложенной в протоколе сотрудника, то все несоответствия вы должны внести в специальную графу.
Если лицо, пострадавшее в результате наезда имеет серьезные травмы, то водитель в обязательном порядке направляется в больницу на прохождение медицинского освидетельствования, в ходе его устанавливается, был ли водитель в трезвом состоянии. Ни в коем случае не отказывайтесь проходить данный этап!
Судебная практика по возмещению материального ущерба при ДТП пешеходу.
Наехал на ногу пешеходу, что делать и как избежать последствий, читайте тут.
Что делать, если сбил пьяного человека вне пешеходного перехода насмерть, узнайте по ссылке:
Уже после фиксации всего произошедшего сотрудником ГИБДД вам будет назначено число и время прибытия в отделения для того, чтобы дать письменные показания. Между этими этапами автолюбитель должен обратиться к грамотным автоюристам, именно он разъяснит вам ваши права и обязанности, а также окажет необходимую юридическую помощь.
Объяснительная записка должна содержать в себе следующие обстоятельства:
- Точное время, место и дату произошедшего ДТП;
- Детальную схему столкновения с пешеходом с указанием скорости и перемещения автомобиля и пострадавшего лица;
- Погодные условия и состояние дороги на момент столкновения;
- Указание расположенных рядом с местом ДТП дорожных знаков и линий разметки, сигналов светофора;
- И иные обстоятельства, и факторы, которые оказали непосредственное влияние на произошедшие события.
Также следует приложить данные о возможных свидетелях и заполнить специальное ходатайство об их вызове и получении письменных показаний, согласно статье 26.2 часть 2 Кодекса об Административных правонарушениях такие письменные показания могут доказывать невиновность водителя.
В судебной практике есть множество случаев, в которых водитель нес незаслуженное наказание на основании признательных показаний, когда лицо умирало на больничной койке, от полученных, на первый взгляд не серьезных травм. В этом случае степень объективной вины и вынесенный приговор судебного органа были не соразмерными.
Только после решения судебно-медицинской экспертизы, которая выносит решение о степени тяжести вреда здоровью, полученному при столкновении с автомобилем, также изучает все медицинские документы пострадавшего, инспектор ГИБДД выносит постановление об административном правонарушении или же перенаправляется документы в компетентные органы, которые начинаю расследование по возбужденному уголовному делу.
При условии, что устанавливается отсутствие вины водителя в произошедшем дорожно-транспортном происшествии, выносится решение об отказе применения санкций уголовного или административного характера к данному лицу.
Из статьи 25.1 ч. 1 Кодекса об административных правонарушениях, подозреваемое лицо имеет право на получение юридической защиты на любой стадии расследования дела. Для того, чтобы получить защиту такого рода подозреваемый должен обратиться к компетентному по таким вопросам сотруднику ГИБДД, который занимается его делом с прошением о привлечении к делу защитника.
Что грозит водителю, если он сбил пешехода?
Независимо от того, с какой скоростью двигался водитель в момент столкновения с пешеходом, он должен отвечать перед законом, если причинил вред здоровью второму участнику ДТП. На то, каким окажется приговор, влияет множество факторов. Немаловажную роль здесь играет сам потерпевший – требует ли он компенсацию или настроен на более суровые меры по отношению к своему обидчику.
- Если водитель нарушил правила и пешеход получил травмы легкой степени, автомобилист должен заплатить штраф в сумме 2,5-5 тыс. рублей, также виновнику ДТП грозит лишение водительского удостоверения на срок от 1 года до 1,5 лет (ч.1 ст. 12.24 КоАП РФ).
- Если гражданин управляющий транспортным средством нарушил ПДД и пешеход понес вред здоровью средней тяжести, на водителя накладывается штраф от 10-25 тыс.руб. или лишение ВУ на период от 1,5 до 2 лет.
1. Легкий ущерб здоровью пешехода – это кратковременное расстройство здоровья или незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.
2. Вред здоровью средний тяжести – это неопасное для жизненных функций длительное расстройство здоровья или значительная долговременная утрата общей способности трудиться менее чем на одну треть.
Согласно ст. 264 УК РФ водителю, если он сбил человека на пешеходном переходе, грозят следующие меры наказания:
- за нанесение непредумышленного тяжкого вреда – тюремное заключение до 2-3 лет (в некоторых ситуациях с наложением запрета заниматься определенной трудовой деятельностью сроком до трех лет), принудительные работы до 2 лет, арест сроком до полугода;
- за нанесение тяжких увечий в нетрезвом виде – принудительные работы до 3 лет или тюремное заключение до 4 лет с наложением запрета заниматься определенной трудовой деятельностью сроком до трех лет;
- за летальный исход одного лица непредумышленно – лишение свободы до 4-5 лет с наложением запрета заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет;
- за летальный исход пешехода в нетрезвом виде – тюремное заключение на 2-7 лет с наложением запрета заниматься определенной трудовой деятельностью сроком до трех лет;
- за летальный исход 2 и более лиц непредумышленно – принудительные работы до 5 лет или тюремное заключение до 7 лет с наложением запрета заниматься определенной трудовой деятельностью сроком до трех лет;
- за летальный исход 2 и более лиц в состоянии опьянения – тюремное заключение на 4-9 лет с наложением запрета заниматься определенной трудовой деятельностью сроком до трех лет.
Что делать, если сбитый пешеход ушел с места ДТП
Правила поведения водителя при попадании в дорожное происшествие регламентированы п.п. 2.5, 2.6 ПДД. Вне зависимости от поведения иных участников ДТП, он обязан остановиться, предпринять меры оказания первой помощи пострадавшим, записать данные свидетелей и очевидцев, вызвать скорую помощь, полицию, сообщить правоохранителям обстоятельства произошедшего, разъяснить тот факт, что пострадавший скрылся.
Даже если сбитый гражданин самостоятельно покинул место происшествия, водителю нужно следовать предписаниям ПДД. Нет гарантий, что в результате ДТП пешеход не получил травм, с которыми он впоследствии не обратится в больницу или полицию. И если по его показаниям автомобиль виновника сможет быть идентифицирован, водитель, даже если он не виновен в ДТП, рискует быть привлеченным к ответственности по ч. 1, 2 ст. 12.27 КоАП за побег с места происшествия и невыполнение обязанностей в связи с ДТП.
С формальной точки зрения самостоятельный уход пешехода с места происшествия может свидетельствовать об отсутствии факта ДТП. Согласно п. 1.2 ПДД, дорожным происшествием считается событие, возникшее в процессе движения ТС в котором погибли/ранены люди, повреждены ТС или здания либо нанесен иной имущественный ущерб. Если сбитый пешеход самостоятельно покинул место наезда, логично предположить, что он не имеет ранений и иных повреждений здоровью. Но в то же время нет гарантий, что такие повреждения не скрыты и не проявятся впоследствии.
Обратите внимание!
Во избежание последствий, рекомендуется обращаться в ГИБДД и сообщать о факте ДТП. Если реальный ущерб здоровью пешехода отсутствует или о не заявит о себе, максимум, что ждет водителя – штраф за нарушение ПДД.
Кто возмещает ущерб при ДТП на пешеходном переходе?
Если гражданина сбил автомобиль на пешеходном переходе, в 95% случаев виноват водитель. Полис ОСАГО гарантирует возмещение денежных средств потерпевшему, которые пойдут на лечебные цели. Чтобы получить компенсацию, необходимо сохранять все чеки из больницы и аптеки, предоставить документ о стоимости услуг массажиста (при его необходимости). То же самое стоит проделать с официальными бумагами из санатория, где проводилось лечение.
Есть случаи, когда страховые организации прибегают к уловкам, чтобы снизить собственные расходы. Они досконально изучают ситуацию, доказывают вину пешехода, собирают доказательства о нанесении вреда транспортному средству (его запчастям), если таковые имеются, и предъявляют сумму пешеходу.
Пострадавшая сторона может потребовать не только деньги на возобновление здоровья, но и материальное взыскание за порчу дорогостоящей одежды. Тогда надо приложить товарный чек за вещь.
При отсутствии полиса ОСАГО владелец ТС финансирует материальный и моральный ущерб за свой счет. У тех, кто уклоняется от уплаты денег, компенсация взыскивается через суд.
Что грозит, если водитель не виноват в наезде на пешехода на трассе?
Теперь мы вынуждены перейти к плохим для водителей новостям. Даже в том случае, если по результатам рассмотрения дела о сбитом пешеходе виновником будет признан исключительно последний, водитель всё равно будет обязан возместить вред его здоровью и моральный.
Речь идёт о статье 1079 Гражданского кодекса РФ. Она указывает, что автолюбитель несёт ответственность вне зависимости от отсутствия вины, потому что является владельцем источника повышенной опасности. То есть не имеет возможности полностью контролировать транспортное средство, которым он управляет (к примеру, остановить без тормозного пути).
Обратите внимание, что речь идёт именно о гражданской ответственности – по компенсации вреда здоровью. О привлечении водителя к штрафу, лишению прав или иному наказанию речи не идёт. Кроме того, вред имуществу пешехода (разбитый телефон, испачканная и/или порванная одежда) также не входят в обязанности по возмещению.
Есть и хорошая новость – если на автомобиль был действующий полис ОСАГО, то уже на страховую компанию ложится обязанность по возмещению такого вреда. Однако, сюда не входит моральный ущерб – его всё ещё придётся возмещать из собственного кармана водителю.
Однако, не забываем о главном факторе, о котором мы уже писали выше – обоюдной вине в наезде на человека на трассе в том случае, если у водителя выявят какие-либо сопутствующие нарушения: неисправность тормозной системы, превышение скорости движения и другие возможности избежать столкновения (нормальная реакция, оценка тормозного пути).
Как пешеходу получить компенсацию?
Компания ОСАГО предусматривает выплату средств потерпевшему в размере суммы, которая не превышает 500 тыс. рублей. Если в результате расследования подсчеты превышают установленный тариф, виновник ДТП оплачивает остальную часть со своего кармана (ст. 1072 ГК РФ).
Страховая компания снимает с себя обязательства, когда дело касается взыскания за моральный ущерб. Тогда нужно обращаться к автолюбителю и требовать обеспечения финансами с него. Размер компенсации, если сбила машина на пешеходном переходе, устанавливает суд при рассмотрении случаев ДТП в индивидуальном порядке. Возмещение за причинение морального вреда не облагается госпошлиной.
Если гражданина сбила машина на пешеходном переходе, чтобы получить деньги на лечение, требуется собрать пакет документов и подать их в страховую компанию виновника ДТП либо в Российский союз автостраховщиков (если водитель не имеет иной страховки).
Может ли страховая подать в суд на пешехода
Согласно статистике в 70% случаев пострадавшим пешеходам предоставляется выплата по ОСАГО, что невыгодно для страховых. В данном случае они могут использовать право регресса, если доказано, что пешеход стал виновником ДТП.
Существуют и другие судебные прецеденты, когда авто застраховано по КАСКО. К примеру, если в результате аварии было повреждено лобовое стекло, страховая должна компенсировать ущерб клиенту. При этом компания может предъявить иск и пострадавшему, поскольку он стал причиной поломки.
Что нужно для обращения в страховую компанию по ОСАГО?
Этот шаг сопровождается сбором документов, которые ускоряют процесс по возмещению компенсации причиненного ущерба пешеходу при ДТП. В страховую компанию необходимо предоставить:
- копию паспорта/официального документа;
- банковские реквизиты;
- копию протокола о вине водителя выданного сотрудниками ГИБДД;
- медсправки и иные документы с указанием характера и степени тяжести травм;
- справку скорой помощи, приехавшей на вызов в момент ДТП на пешеходном переходе;
- доверенность (если заявитель не присутствует лично).
Желательно подшить в папку вспомогательные бумаги, которые помогут разрешить спорные моменты быстрее. Помимо этого необходимо заполнить Заявление установленного образца и приложить его к основному пакету. Для того чтобы избежать неправомерного отказа и затягивания денежных выплат, следует оставлять у себя копии всех бумаг.
заявления на возмещение вреда здоровью после ДТП можно здесь.
На какие суммы можно рассчитывать
Предельная сумма возмещения по ОСАГО для участников ДТП в 2020 году составляет 500 000 рублей. При этом у страховых компаний есть специальные таблицы, которые определяют соотношение размера страховой выплаты и степени вреда здоровью. Например, при получении 2 группы инвалидности выплачивают 350 000 рублей, тогда как при проникающем ранении позвоночника предоставляют только 35 000 рублей. Выплата компенсации по ОСАГО за смерть пешехода составляет 500 000 рублей, плюс 25 000 рублей выделяется на погребение.
Когда человек находится в тяжелом состоянии, все документы в страховую компанию или суд могут готовить только близкие родственники.
Если выплаченной страховой суммы недостаточно, остаток средств можно требовать с виновной стороны. Для этого нужно готовить все квитанции об оказании платных услуг, выписки из карты лечения. При гибели лица, у которого на иждивении были несовершеннолетние или инвалиды, суд может назначить обязательную выплату ежемесячного пособия семье пострадавшего.
Как пешеходу получить возмещение вреда здоровью, имуществу и морального вреда Получить максимально возможную сумму можно, используя все законодательно возможные рычаги: это компенсация по ОСАГО и взыскание недостающей суммы с водителя. Впрочем, требовать возмещение морального ущерба можно только через суд. Главное — заручиться поддержкой хорошего адвоката, который сможет доказать, что истец из-за ДТП понес существенные материальные убытки. Предельного лимита суммы возмещения законом не установлено.
Сроки подачи на возмещение
После аварии на пешеходном переходе вызывают полицейских и врачей, по желанию можно вызвать сотрудников страховой компании. Это упрощает последующее обращение в организацию для взыскания денежных выплат. По закону пострадавший вправе рассчитывать на полное возмещение за причинение ему ущерба (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).
После сбора необходимых бумаг (копия протокола, квитанции об оплате оказанных услуг, чеки на покупку лекарств, документ о размере зарплаты/стипендии/пенсии и прочие) потерпевший должен обратиться в страховую компанию, услугами которой пользуется автовладелец. Написать заявление на получение страховой выплаты по ОСАГО необходимо как можно скорее. Его рассматривают в течение 20 дней (часть 21 ст. 12 ФЗ N40 от 25.04.2002 года) или выдается мотивированный отказ.
Если сумма возмещения выше 500 тыс. рублей, остальную часть выплачивает виновник ДТП. Для этого потерпевший требует компенсацию посредством обращения в суд. Согласно ст. 196 ГК РФ срок исковой давности не превышает 3 лет с момента происшествия.
Если сбила машина на пешеходном переходе, а у виновника нет страхового полиса ОСАГО, ущерб возмещается за собственные средства водителя.
Какая ответственность за сбитого человека на трассе?
Ниже мы по порядку рассмотрим 2 главных вопроса в такого рода ДТП:
- кто, как и на основании чего устанавливает виновность пешехода и водителя и, соответственно, что будет грозить с точки зрения наказаний,
- кто, кому, в каком размере будет выплачивать ущерб?
То есть нужно понимать, что ответственность может быть административная/уголовная как мера наказания за совершение нарушения со стороны государства; а также гражданская – если вы причинили кому-то вред или ущерб, то на вас ложится обязанность его компенсировать.
Так вот, для понимания всего нижеописанного сразу приведём несколько важных тонкостей относительно рассматриваемых нами случаев.
- Прежде всего, ответственность зависит от виновности. Пока вина водителя не установлена, ему ничего не грозит. Пока не установлена виновность пешехода, ему тоже ничего не будет. Причём, вину устанавливает только суд. Сотрудники ГИБДД при этом могут выписать постановление со штрафом, это будет основанием для возмещения ущерба, но формально штраф не определяет виновность.
- Вышеописанное касается административных или уголовных наказаний. Но есть и гражданская. И тут самое интересное и печальное для водителя. Она наступает и при полном отсутствии виновности автолюбителя. Это так, потому что последний эксплуатирует источник повышенной опасности.
- Но есть и хорошая новость – при наличии действующего полиса ОСАГО вред (кроме морального) возмещает страховая компания.
Соответственно, для определения, что грозит после ДТП с наездом на человека на трассе, нужно сначала выяснить, на кого возложена вина за то или иное нарушение.
Сколько просить денег, если сбила машина на пешеходном переходе?
Наложение штрафа на виновника дорожно-транспортного происшествия предусматривается законом. В такой ситуации просто неуместно просить деньги на лечение, исходя из личных соображений. Сумма к выдаче определяется наличием документа о стоимости лекарств, лечения, услуг профессиональных медработников или учреждений, где проводилась реабилитация.
Ко всему прочему ответчик обязан оплатить сиделку, если требуется постоянный уход за больным или инвалидом. Учитываются расходы за те дни, когда сбитый пешеход был нетрудоспособен и лишен заработка.
Если сбила машина на пешеходном переходе, сумма компенсации рассчитывается, исходя из таких факторов, как степень вреда потерпевшему, финансовая состоятельность виновного, обстоятельства аварии и прочие детали. При нанесении физического и морального вреда решение о размере выплат выносит суд.
Статистика судебных разбирательств показывает следующие цифры:
- до 1 млн. рублей – при гибели пешехода;
- до 100 тыс. рублей – при тяжких телесных повреждениях;
- до 50 тыс. рублей – средняя степень вреда;
- до 20 тыс. – легкий ущерб пострадавшему.
Автолюбитель выплачивает деньги до тех пор, пока здоровье потерпевшего не восстановится.
Порядок действий водителя в случае ДТП по вине пешехода
Результат определения виновного в ДТП лица во многом зависит от действий участников аварии. Так как автомобилист управлял источником повышенной опасности, именно ему необходимо доказывать свою невиновность и следить за соблюдением порядка действий после ДТП.
Действия водителя до приезда ГИБДД
Прежде всего стоит запомнить, что даже если пешеход, которого сбил автомобиль, уверяет автомобилиста в том, что с ним все нормально, и он не нуждается в помощи, лучше настаивать на своем и вызвать на место дорожно-транспортного происшествия сотрудников ГИБДД.
В судебной практике есть много случаев, когда пешеход, вернувшись домой, составляет грамотное заявление о наезде на него. Причем в этом документе будут содержаться все сведения об автомобиле и данные автомобилиста.
В этом случае водителю транспортного средства не избежать ответственности, так как именно он будет считаться виновником ДТП. Кроме того, судом будет учитываться и отягчающее обстоятельство аварии – виновное лицо скрылось с места ДТП, что влечет за собой лишение водительских прав.
Чтобы избежать таких неприятных последствий, если пешеход настаивает на том, чтобы не вызывать ГИБДД (незначительные повреждения, а ждать приезда сотрудников дорожной инспекции нет времени), автомобилист должен взять расписку, в которой пострадавший пишет, что у него нет никаких претензий. Данный документ выступает в качестве соглашения об обоюдном примирении сторон.
Однако стоит помнить о том, что в суде такая расписка не будет иметь никакой юридической силы. Поэтому лучше всего сразу же вызвать на место аварии сотрудников дорожной инспекции, чтобы зафиксировать факт ДТП с участием пешехода.
До приезда на место ДТП сотрудников ГИБДД, водитель должен переписать данные очевидцев произошедшего. Помимо ФИО и контактных данных, желательно взять их письменные доказательства, подтвержденные личной подписью. В дальнейшем эти документы могут быть приобщены к материалам дела и использованы в качестве доказательства невиновности автолюбителя в суде.
В случае если есть следы торможения, знак аварийной остановки необходимо установить именно в начале тормозного пути. Это позволит сотрудникам дорожной инспекции определить расстояние, с которой водитель начал останавливать авто. Данный факт является свидетельством того, что автомобилист пытался предотвратить столкновение. Кроме того, по этим данным эксперт может рассчитать скорость, с которое двигалось транспортное средство.
Чтобы у специалистов была возможность провести автотехническую экспертизу, нельзя трогать осколки стекла, пластика и прочие части автомобиля.
До приезда на место ДТП по вине пешехода сотрудников ГИБДД, водитель должен зафиксировать положение транспортного средства и пострадавшего относительно крупных стационарных объектов.
Действия после приезда ГИБДД
По приезду на место ДТП сотрудников дорожной инспекции, автомобилист должен соблюдать определенный порядок действий.
- Во время составления протокола об аварии, водитель должен постоянно находиться рядом с сотрудниками ГИБДД, следить за фиксируемыми ими цифрами, сведениями, заносимыми в протокол об аварии. Стоит помнить о том, что схема и протокол должны быть подписаны автомобилистом только после полного изучения этих документов. Водитель имеет право вносить свои изменения в протокол, если, на его взгляд в документе имеются какие-либо неточности. Лучше всего привлечь адвоката еще на стадии составления протокола, чтобы он смог проверить правильность отраженной в документе информации.
- Ни в коем случае нельзя грубить и пререкаться с сотрудниками полиции. Лучше всего разговаривать с ними адекватно и сдержанно. В случае если водитель по каким-либо причинам не согласен со сведениями, указанными в протоколе, он имеет право обжаловать полученный документ в течение 10 дней, подкрепив свою точку зрения доказательствами (записи с камер, показания свидетелей).
- На схеме ДТП обязательно должны быть зафиксированы те условия и препятствия, которые могли стать причиной дорожно-транспортного происшествия. Чтобы доказать свою невиновность в ходе судебного разбирательства, автовладельцу необходимо добиться максимальной детализации обстоятельств аварии. В судебной практике есть много случаев, когда пешеходы умышленно создавали аварийные ситуации и подговаривали свидетелей, чтобы получить с водителя денежную компенсацию.
- Заключительный этап – получение записей с видеорегистраторов свидетелей произошедшего, камер наблюдения. Однако здесь стоит поторопиться – записи с камер видеонаблюдения хранятся всего 3 дня, так что, если водитель не успеет получить их в течение этого срока, он лишиться доказательства своей невиновности.
К сожалению, ситуации, когда водителя авто необоснованно обвиняют в ДТП встречаются достаточно часто. Поэтому стоит заранее подготовиться и узнать, как правильно действовать, чтобы в дальнейшем была возможность доказать свою невиновность в суде.
Судебное разбирательство
Подача иска в суд – это неотъемлемая часть расследования наезда на пешеходном переходе, когда виновник отказывается компенсировать ущерб, скрылся с места ДТП либо возникли спорные моменты. Перед началом разбирательства виновнику посылают по почте досудебную претензию. Если он не отреагировал на послание, составляется исковое заявление, в котором не фиксируется сумма за получение морального ущерба (она определяется в процессе судебной тяжбы).
В ходе разбирательства стороны рассказывают о произошедшей ситуации, далее истец предъявляет свои требования. Виновник ДТП имеет возможность опровергнуть притязания, приводя в пример личные аргументы.
Выслушав ответчика и истца, судья определяет размер компенсации, устанавливает сумму морального вреда, исходя из судебной практики.
Обратиться в судебный орган с исковым заявлением необходимо по месту жительства.
Судебный процесс
Если человека сбило транспортное средство на пешеходном переходе, во время разбирательства стороны должны рассказать своё видение сложившейся ситуации и разъяснить все спорные моменты. Истец выдвигает требования и аргументирует их. Ответчик может согласиться с претензиями со стороны противоположного участника разбирательства или опровергнуть их, приведя собственные аргументы. Судья выслушивает как ответчика, так и истца. На основании полученных данных выносится объективное решение. Судья определяет величину выплаты, устанавливает факт наличия морального вреда и сумму для его компенсирования. В учёт принимают нормы действующего законодательства и судебную практику.
Примирение сторон
Судебная практика показывает, что в результате примирения сторон уголовная ответственность с виновника дорожного инцидента снимается. По решению судьи сроки административного наказания могут снизиться при условии, что будет возмещен материальный ущерб в полном объеме.
Даже если родственники погибшего пешехода согласны снять все претензии к водителю, судебное разбирательство не прекращается, обстоятельства примирения могут лишь смягчить меру наказания в незначительной степени.
Известны случаи, при которых виноват пешеход, и его откровенные показания в суде станут аргументом для вынесения несурового приговора.
Одно неверное слово — и тюрьма
Юристы отмечают, что важно не путаться в терминах. Неправильной реплики будет достаточно, чтобы со слов водителя инспектор составил протокол с неправильными данными, а дальше — лишение прав и условный срок. Категорически нельзя называть экстренное торможение резким. Резкое торможение приводит к заносу, при котором увеличивается тормозной путь. Резкое торможение — неправильное действие с точки зрения ПДД, из-за которого и может возникнуть аварийная ситуация. Занос автомобиля при экстренном торможении ни в коем случае нельзя называть уводом автомобиля в сторону. Увод в сторону, особенно если будут пострадавшие или погибшие, почти 100-процентная статья.
Разблокировку колёс, необходимую для сохранения траектории, ни в коем случае не называть прекращением торможения и отпусканием педали тормоза. Такие термины будут истолкованы следствием не в пользу водителя.
Предупреждать светом и сигналом пешехода нужно одновременно с торможением. Суть в том, что с точки зрения ПДД мигание дальним светом и гудки до применения экстренного торможения — неправильные действия со стороны водителя, и судом они могут быть истолкованы как причина наезда.
Рассказывать инспектору о плохом самочувствии тоже не нужно, не говоря уже о технических проблемах машины. Дело в том, что болезненное, утомлённое и нервозное состояние резко ухудшает реакцию водителя. Согласно правилам, запрещается управлять автомобилем в болезненном состоянии, угрожающем безопасности (головокружение, тошнота, удушье, боль). Таким образом, болезненное состояние будет истолковано не в пользу водителя. На жалость инспекторов в таких ситуациях тоже не возьмёшь, а явная ложь может быть зафиксирована и в суде станет доказательством виновности.
Простые правила, описанные выше, помогут не только грамотно оформить ДТП, но и оказать водителю “скорую юридическую помощь”. Дальше, опираясь на правильные действия и правильные слова, адвокаты в суде будут доказывать невиновность.
Что делать родственникам, если у пешехода тяжелое состояние или сбили насмерть?
Летальный исход пешехода приобщает к расследованию его родственников. Именно они должны заполнить бланк заявления и обратиться с ним в правоохранительные органы, отслеживать ход дела и требовать розыска водителя, если тот уехал с места преступления.
Родственники должны взаимодействовать со следователем и подать ходатайство о признании одного из них потерпевшим, чтобы действовать в дальнейшем на законных основаниях. Аналогичные меры принимаются, когда пострадавший находится в коме или не способен сознательно реагировать на происходящее.
Далее следует посетить страховую организацию. В ст. 12 ФЗ №40 «Об ОСАГО» говорится о том, что близкие родственники пешехода имеют право на получение денежной компенсации в случае причинения последнему тяжких увечий или летального исхода. Если человека сбил автомобиль на пешеходном переходе, его родственникимогут обратиться в страховую компанию за возмещением при наличии следующих документов:
- заявления;
- копии паспорта пострадавшего;
- справки о смерти;
- протоколе о дорожно-транспортном происшествии;
- бумаги, подтверждающей родственную связь с потерпевшим;
- документы, свидетельствующие об ухудшении положения в семье в связи с потерей кормильца.
Часть полученной суммы отводится на похороны пешехода (если он не выжил), остальные деньги остаются у родственников на улучшение качества их жизни.
Судебная практика по сбитым на трассе пешеходам
Обратим ваше внимание теперь на практику правоприменения, описанного в этой статье, и приведём несколько примеров.
- В Пермском крае суд вынес приговор таксисту, сбившему насмерть пешехода, который переходил дорогу в тёмное время суток вне пешеходного перехода и был, к тому же пьян. Водитель, тем временем, превышал скоростью движения. Суд, однако, не учёл в принципе нарушение пешеходами, а принял тот факт, что они переходили в неположенном месте, лишь как смягчающее обстоятельства. Кроме того, смягчающим фактором послужил также вызов скорой и спасателей таксистом. Тем не менее, суд приговорил мужчину к 2 годам лишения свободы и возмещению вреда родственникам погибшей пьяной женщины в размере 500 000 рублей.
- В одном же из ростовских судов судья оправдал водителя, который сбил на своём автомобиле пьяного пешехода, который переходил дорогу в неположенном месте. В данном акте судебной практики логично расписана последовательность суждений о том, что пешеходы не имеют преимущества при переходе вне «зебры». И у водителя также не нашли нарушений и выяснили, что тот предпринял все меры для избежания столкновения.
- Забайкальский же суд приговорил девушку-водителя автомобиля к 3 годам лишения свободы и лишению водительских прав за то, что она сбила пешехода на трассе вне населённого пункта в тёмное время суток. Но самое главное обстоятельство данного ДТП – пешеход шёл по проезжей части в 70 см от её границы с обочиной, без светоотражающих элементов. Однако, судья указал, что женщина-водитель нарушила пункт 10.1 ПДД, потому что не было следов торможения, а сама она дала показания, что во время наезда смотрела в левое зеркало заднего вида.
Компенсация ущерба, если виноват пешеход
Возникновение аварии на дороге происходит не всегда по вине автолюбителя. Пешеход является равнозначным участником дорожного движения, и ответственность на нем лежит не меньшая (согласно ст. 1064 ГК РФ). Если он нарушил ПДД и виновен в совершении наезда владельцем ТС, ему грозят следующие виды наказания:
- выплата компенсации за причиненный ущерб ТС (ст. 1064 ГК РФ)
- штраф в размере 1-1,5 тыс. рублей за вред здоровью легкой/средней тяжести (ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ);
- принудительные работы либо пребывание в тюрьме 2 года за тяжелые увечья (ч. 1 ст.268 УК РФ);
- лишение свободы сроком на 4 года за смерть водителя (ч. 2 ст.268 УК РФ);
- тюремное заключение на 7 лет за летальный исход двух человек (ч. 3 ст. 268 УК РФ).
Кроме того, на пешехода накладывается обязанность выплатить деньги за материальный ущерб (неисправность запчастей). Однако на практике добиться справедливости в плане финансовой компенсации оказывается намного сложнее, хотя в законе четко оговариваются моменты взыскания ответственности как с владельца авто, так и с пешехода.
Возмещает ли ОСАГО пешеходу?
Да. Автогражданка призвана защитить водителя от ответственности перед другими участниками дорожного движения. И таковая не ограничивается лишь возмещением ущерба по ОСАГО при причинении вреда другим автомобилям.
В частности, ОСАГО работает в таких ситуациях:
- если вы сбили пешехода и испачкали его, порвалась его одежда, разбился телефон и так далее, то страховка пешеходу возмещает имущественный вред в пределах установленного лимита 400 тысяч рублей,
- если в результате наезда на пешехода тот погиб или причинён вред его здоровью, то ОСАГО компенсирует за этот вред; лимит уже составляет 500 000 рублей,
- и даже если водитель скрылся с места происшествия, то по автогражданке пешеходу подлежит возмещение в виде компенсационной выплаты; основание – пункт 1 статьи 18 ФЗ «Об ОСАГО».
И ещё неожиданнее – даже если пешеход виноват, он всё равно сможет получить возмещение по страховке автовладельца. Но об этой возможности поговорим чуть ниже — по части гражданской ответственности.
Важно! Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!
- Только практикующие автоюристы
- Анонимно
- Бесплатно
или позвонить по бесплатному номеру 8
✖
Если наезд произошел вне пешеходного перехода
Доказать собственную непричастность водителю будет сложно, но если столкновение произошло вне «зебры», он может рассчитывать на смягчение вины в определенных обстоятельствах. Для этого ему нужно заручиться обоснованными аргументами:
- о невозможности избежать наезда, так как пешеход буквально выбежал с тротуара и создал помеху (п. 4.5 ПДД);
- доказать умышленные действия потерпевшего (ст. 1083 ГК РФ);
- при помощи видеорегистратора или свидетелей инцидента выявить факт ДТП, которое произошло вследствие непреодолимой силы.
В двух последних случаях ответственность с водителя снимается, остальные ситуации не освобождают автолюбителя от компенсации пешеходу.
Гражданская ответственность водителя
Она аналогично заключается в возмещении причинённого вреда имуществу, жизни или здоровью пешехода, и в случаях, когда водитель виновен полностью в ДТП, всё предельно ясно. Но есть одна важная тонкость, когда водитель обязан возместить вред пешеходу при невиновности первого.
Статья 1064 ГК предписывает возмещать вред именно причинителю вреда, но есть ещё в Гражданском кодексе РФ статья 1079, которая устанавливает обязанность такого возмещения в случае, если вины человека вообще нет. Речь идёт об источнике повышенной опасности.
Владение автомобилем, равно как управление им – и есть использование ИПО. И здесь есть исключения по возмещению. Обязанность владельца ИПО выплачивать пешеходу заканчивается в 2 случаях:
- наезд на пешехода произошёл в результате умысла последнего, и это доказанный в суде факт,
- вред возник вследствие непреодолимой силы.
Если в ДТП участвовало несколько автомобилей и пешеход, то ответственность как владельцев ИПО водители несут солидарную и равную (часть 3 ст. 1079 ГК).
Подробности этой тонкости мы рассмотрим ниже в ситуациях.
Судебная практика по статье 1079 ГК РФ.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Всё об электросамокатах в вопросах и ответах: правила, штрафы и последние новости
- Пьяный водитель или без прав после аварии – можно ли поменяться местами с пассажиром и что грозит?
- В каких случаях нужно и не обязательно писать досудебную претензию виновнику и по ОСАГО?
Если водитель не виновен, а пешеход – виноват
Таким образом, в этом случае в стандартных ситуациях происходит следующий расклад ответственности сторон аварии:
- пешеход, так как он виновен в ДТП, возмещает имущественный и иной вред водителю по статье 1064 Гражданского кодекса,
- водитель же возмещает также любой вред пешеходу на основании статьи 1079 ГК как владелец ИПО.
Покрывает ли ОСАГО вред по ИПО?
Да. Так как ответственность водителя застрахована, то вред пешеходу в ДТП возмещается по страховке. Пеший же участник как виновник платит водителю из своего собственного кармана.
При этом, водитель, разумеется, не получит выплату за собственный автомобиль по ОСАГО – такое право есть только у пешехода.
И это тот самый нелогичный, на первый взгляд, случай, когда даже при отсутствии вины водителя в происшествии, наступает его ответственность (при этом, нет наказания), и у него повышается КБМ, если пешеход будет обращаться за компенсацией ущерба.
Кроме того, обратите внимание, что, согласно судебной практике, также вследствие владения ИПО вред возмещается не только в ДТП водитель-пешеход, но и водитель-велосипедист и велосипедист-пешеход.
Если автомобилист скрылся
В случаях, когда в случившемся ДТП с наездом на пешехода водитель машины скрылся с места ДТП, то даже если подтверждена виновность пешего участника, вред также подлежит возмещению по ИПО. Однако, его уже выплачивает не водитель, а собственник транспортного средства.
Дело в том, что 1079 ГК говорит именно о владельце автомобиля. А таковым, если не установлен водитель, является собственник.
Судебная практика по возмещению по ИПО, если водитель скрылся с места ДТП.
Инцидент во дворе
У пеших людей в жилых зонах есть преимущество, так как они могут передвигаться по улице беспрепятственно, и где им вздумается, даже если невольно создают помеху для машин. Автомобили же должны ехать во дворах со скоростью не более 20 км/ч (п. 10.2 ПДД).
Именно поэтому водитель в подавляющем большинстве ситуаций будет не прав при неумышленном наезде на пешехода. Однако если пострадавшая сторона не имеет претензий, стороны могут разойтись полюбовно.
Если аварийная ситуация на придомовой территории произошла с ребенком, порядок действий не изменяется. В первую очередь ему оказывается медицинская помощь, а затем привлекаются правоохранительные органы для выявления деталей наезда.
Судмед-экспертиза при пострадавшем пешеходе
Обычно ДТП, связанные с пешеходами, где те пострадали, длятся достаточно долго – до 1 года. Причиной тому служит факт установления вреда, причинённого их здоровью. Такая же ситуация происходит при авариях только автомобилей, просто пострадавшие в таких случаях бывают реже, потому для ДТП с наездом на пешехода это становится более актуально.
Длительность административного расследования здесь прямо коррелирует с длительным процессом констатации травм и их степени. В результате этого водителю выносится определённое наказание, если тот виновен.
Но и пешеход по ОСАГО с водителя не сможет получить возмещение до окончания судебно-медицинской экспертизы и вынесения решения об ответственности автомобилиста.
Что за собой влечет неоформление наезда?
Бывает так, что пешеход согласен «замять» историю с наездом без обращения в полицию. Он не получил серьезных увечий, а потому не хочет втягивать себя в нудный процесс оформления протокола. Казалось бы, этот вариант – идеален для обеих сторон. Ведь не нужно ждать приезда ГИБДД, собирать бумаги, участвовать в допросе, если тебя вызовут к следователю.
Тем не менее, пострадавший человек, которого сбил автомобиль на пешеходном переходе, может не вполне адекватно воспринимать произошедшую ситуацию. Не пройдя полного осмотра у квалифицированного медработника, он рискует здоровьем. Возможно, легкая боль в голове является не ушибом, а сотрясением мозга. И вот тут порядочность пешехода подвергается испытанию.
При наличии доказательств он с легкостью может требовать компенсацию за причинение вреда здоровью. Поэтому в любом случае и всегда необходимо оформлять ДТП по закону.
Бывает и так, что потерпевший отделался легкими травмами и не хочет фигурировать в деле. С него следует взять расписку об отсутствии претензий. Так водителю удастся защитить себя от возможных последствий шантажа и административных взысканий.
Готовьтесь к хейту
От начала и до конца водителя будут считать виновным. Если происшествие попало на видео и его опубликовали в красноярских соцсетях, вас ждет водопад негативных комментариев — от осуждения до прямых оскорблений в самой грубой форме. Это может быть не просто неприятно, а даже травмирующе, поэтому лучше просто не читать, что пишут пользователи.
В полиции и судах тоже будет мало ваших сторонников. «Машина — объект повышенной опасности», поэтому мало какие обстоятельства способны вас оправдать.
На протяжении всех процессов и даже после вас может преследовать чувство вины и непонимания: «Почему это произошло именно со мной?», также может появиться страх садиться за руль и вообще ездить в машине, даже пассажиром. Если вы не можете самостоятельно справиться с этим, возможно, стоит обратиться к психологу.
ДТП с пешеходом сложно назвать рядовым происшествием, это серьезное испытание как для водителя, так и для пострадавшего. Как бы тяжело не было, помните — это тоже пройдет. Вариантов развития событий после происшествия множество, но, надеемся, наши советы помогут сориентироваться в решении проблемы.
Интернет-газета Newslab, фото Алины Ковригиной
Будет ли автомобилист виновен?
В любой ситуации, в каком бы состоянии не находился пешеход, определенные последствия в виде привлечения к ответственности водитель будут иметь место. Несмотря на то, что пешеходы, как полноправные участники ДД, несут обязательство пересекать дорожное полотно исключительно в отведенных местах, переход дороги в неположенном месте, который приводит к ДТП, в любой ситуации несколько затронет автомобилиста.
Судебная практика, при рассмотрении дел, связанных с наездом, отмечает несение таких видов ответственности:
- Административная;
- Уголовная;
- Гражданская.
Сбил пьяного человека вне пешеходного перехода насмерть: какая ждет ответственность
После злополучного столкновения с пешеходом водителей интересует вопрос, какое наказание им уготовано?
Ответственность за оставление места ДТП.
Что делать если виновник ДТП не признает вину узнайте тут.
Об ответственности виновника ДТП по ОСАГО
Юристы еще раз напоминают: если водитель зацепил машиной пешехода, то все зависит от степени тяжести содеянного. Градация наказаний перерастает из гражданской в административную или уголовную ответственность. При этом факт остается фактом: для сотрудников правоохранительных органов не столь важно, что пешеход под хмельком был сбит далеко от пешеходного перехода. Главная проблема в том, что присутствует неопровержимое доказательство виновности водителя в дорожно-транспортном происшествии. Если человек пусть и подвыпивший погиб, значит, отвечаешь по полной программе.
Не исключено, что в ДТП виноват сам подвыпивший товарищ пешеход. В случае если это будет доказано, тогда с водителя снимется и административная, и уголовная ответственности.
Подборка для Вас!
Скачайте в надежное место бланки и образцы документов для автолюбителей.
Классификация нарушений
Дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов можно квалифицировать по нескольким категориям. На подержанный автомобиль? Данная классификация проводится в соответствии с определенными признаками.
Разделение наездов на пешеходов по нескольким категориям требуется для проведения автотехнической экспертизы в ходе судебного производства по делу.
Классификация преступления проводится по нескольким признакам. Первый из них — то, как именно шел человек:
- Справа или слева от автомобиля (удар в боковую часть транспортного средства).
- Прямо навстречу автомобилю или от него (удар в переднюю или заднюю часть транспортного средства).
Второй признак — характеристика движений пешехода:
- Человек не меняет своей скорости и направления движения.
- Пешеход стоит неподвижно.
- Человек меняет скорость движения.
Третий признак — характеристика движений автомобиля. Оно может быть:
- Транспортное средство движется с соблюдением определенного скоростного режима вплоть до начала торможения.
- Транспорт тормозит.
- Автомобиль находится в заносе и не может управляться.
Место авто, в которое пришелся удар:
- Передняя часть транспортного средства.
- Задняя часто автомобиля.
- Боковая часть авто.
Отдельный признак — характеристика произошедшего удара:
- Удар был сильным и блокирующим.
- Удар был поверхностным и скользящим.
- Автомобиль проехал колесами по телу пострадавшего.
- Произошло придавливание человека авто.
Еще один признак, по которому можно квалифицировать дорожно-транспортное происшествие — обзор и степень видимости в момент аварии:
- Неограниченная видимость.
- Обзор был ограничен посторонним стоящим предметом.
- Обзор был ограничен движущимся предметом.
Нюансы определения вины
Определение степени вины водителя и того, какое наказание он будет нести, осуществляется с учетом следующих факторов и нюансов:
- Если водитель с места наезда скрылся, в такой ситуации данный факт является отягчающим обстоятельством, при котором мера будет значительно выше, чем в стандартных ситуациях;
- Тот факт, что водитель сбил пьяного человека при выявлении степени вины практически не отражается. Данный факт связан с тем, что автомобилист, осуществляя эксплуатацию машины, обязан своевременно реагировать на возникающие на трассе препятствия, в том числе и в виде пешехода, даже если он своими действиями нарушает правила дорожного движения;
- Смягчение меры наказания или признание автомобилиста полностью невиновным возможно лишь в тех ситуациях, когда в ходе расследования обстоятельств будет доказано, что пешеход намеренно бросился под машину или другое средство передвижения и только при отсутствии возможности со стороны автомобилиста выполнить маневр, который бы предотвратил столкновение с ним;
- Автомобилист должен обладать информацией — что делать в тех ситуациях, когда произошла авария — каким образом поступать, чтобы неверные действия не повлекли за собой усугубления вины или увеличения предполагаемой меры наказания. Очень важно не оставлять место ДТП, необходимо как можно быстрее при необходимости вызвать скорую, а также принять меры по оказанию первой помощи, если пешеход в этом нуждается;
- При определении степени вины принимается во внимание техническое состояние транспортного средства, тщательно исследуется место происшествия, измеряется тормозной путь машины.
В этой статье мы разберем довольно популярное дорожно-транспортное происшествие — наезд на пешехода вне пешеходного перехода.
Напомню, что в статье «Правила пешехода на дороге. Как правильно переходить дорогу?» рассмотрены пункты правил дорожного движения, регламентирующие поведение пешеходов на дороге и повторно их рассматривать мы не будем.
Основная тема этой статьи — ответственность за наезд на пешехода, который нарушает правила дорожного движения.
Обращение к пешеходам
Уважаемые пешеходы! Пусть в большинстве случаев наездов виновным сделают водителя, вы от этого ничего не выиграете. Пешеходы обычно получают крайне тяжелые травмы, многие из которых чувствуются всю жизнь.
Поэтому запомните сами и научите всех своих родственников: вблизи автомобильных маршрутов вы должны сделать все возможное, чтобы избежать наезда. Быть начеку нужно даже там, где вы пользуетесь преимуществом. Сэкономленная секунда не стоит месяцев (лет), потерянных в больницах.
Наказания для водителей, от действий которых пострадали или погибли люди